Вот самые обидные вещи для местных — это неправильное (по их мнению) склонение названия «Сочи», и появление туристов на улицах курортного города в курортных костюмах.
Война с купальниками идет со времен, когда Сочи называли в женском роде — Соча, и идет с переменным успехом. Иногда дело доходило до угроз тюремным заключением, иногда — до требования к комсомолкам отказаться от дремучих заблуждений и начать уже ходить в трусах по городу!
Начнем курортные страдания с заметки 1910 года. Уж тогда Сочу никто не посмел бы назвать «Сочи»!
«Кавказ» № 226 от 7 (20) октября 1910 г.
На лазуревом берегу
Соча пока еще имеет физиономию модного курорта, в роде Минеральных вод или Крыма.
Главный контингент дачников — это средняя публика без умопомрачительных туалетов, со средним достатком. Здесь просто, библейски просто. В купальное время, в особенности на верещагинских участках, глаз ваш может видеть самые фантастичные костюмы. Вот господин, как будто забывший докончить свой туалет, но в галстуке, так как без галстука, вероятно, попал бы в полицию.
А вот молодой велосипедист, разодетый не только в декольте manches cjurtes, но и culott сourte.
— Да он совсем раздет! — несколько громче, чем следует, замечает барышня.
Велосипедист нервно обдергивается и как будто удивлен, что его купальный костюм приняли за недостаточно приличное одеяние.
Вот в самых разнообразных капотах, с полотенцами, платками или войлочными шляпами на голове потянулись дачницы к морю; перекинутые простыни за плечами показывают их намерение купаться. Купальни отсутствуют, мужчины и женщины купаются на виду друг у друга.
Не нужно художникам тратиться на «натуру», здесь ея сколько угодно. Для этого нужно только именно в купальное время, воспылав любовью к морю, находиться в парке, недалеко от места купанья. Таких любителей «натуры» немало, и тщетно протестуют купающиеся, — любители всегда на своем посту.
Про любителей, которые «всегда на своем посту», следующие две заметки:
«Сочинский листок» от 5 июля 1914 г.
Умерьте пыл.
3 и 4 июля некий Л. без всякого стеснения подходил к женским купальням и снимал кодаком купающихся женщин.
«Сочинский листок» № 195 от 3 августа 1913 г.
Женская логика.
Третьяго дня в центре расположения места купания мужчин остановилась одна из курсовых. Многие из купающихся мужчин обратились к сторожу, чтобы он попросил даму удалиться.
Сторож два раза просил, но безрезультатно. Дама увлеклась и не отвечала. На настойчивую просьбу сторожа в третий раз дама отвечала: — Напрасно вы пристаете ко мне. Запрещается ведь смотреть мужчинам на купающихся женщин, а нам женщинам смотреть на купающихся мужчин можно.
Такова женская логика!.
23 июля 1923 г.
Издано Постановление Сочинского Районного Исполнительного Комитета № 58:
«Замечено за последнее время, что многие из приезжих курортных больных как мужчин, так и женщин и некоторые из жителей города Сочи, появляются на улицах города, в парках, столовых, а также заходят в общественные учреждения почти совершенно без костюмов, ограничиваясь так называемыми "трусиками", ввиду неуместности сего, Райисполком ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Воспретить гражданам появляться в указанных костюмах на улицах города, в парках, столовых и прочих общественных местах.
Предложить СКУ отвести для курортных больных, нуждающихся в пользовании солнечными и воздушными ваннами, определенные участки.
Начальнику милиции вменяется в обязанность следить за исполнением сего и в случае обнаружения неподчинения настоящему постановлению, задерживать виновных и направлять в милицию на предмет составления протокола и привлечения к ответственности в Административном порядке штрафу до 300 рублей золотом или аресту сроком до 3 месяцев.
Предисполкома Пузанов.
Директор СКУ Прохорович
Секретарь Обновленский».
В 1935 году трусы в Сочи неожиданно реабилитировали. Мало того — в городской газете В СТИХАХ (!) стали убеждать сочинских девушек отказаться от дремучих предрассудков и выходить на улицы Сочей в трусах!
Заметили? Танечку просто даже больной обозвали из-за ее неуместного стеснения.
А мужчины тем временем повадились щеголять по курорту в полосатых пижамах.
В 1950 году в городской газете (а город уже вовсю называют «Сочи») появилась было осуждающая пижамы заметка.
Потом почему-то критиковать пижамы перестали, и они стали курортной модой до начала 70-х!
А тем временем в Сочи пришла беда, откуда не ждали — стиляги!
Кто они?
Блузка точно тень вуали,
Вместо юбки лоскуток,
Словно псы её порвали,
И остался только клок.
Иногда же, вместо юбки,
Для стиляжной новизны,
Надевают брюки-дудки,
Узко-куцые штаны.
Голова — метла двойная,
Краски с пудрою — лицо.
Брошки, пряжки, цепь тройная,
Пятьдесят одно кольцо.
Серьги искрами трепещут,
Бриллианты, бирюза…
Пусть хоть что-нибудь да блещет,
Коль умом блеснуть нельзя.
Эти стихи были написаны в 1959 году А. Т. Левенец в альманах «Прибой» сочинского литературного кружка им. Н. Островского.
Борьба со стилягами началась в Сочи 23 июня 1959 года. В этот день городская газета «Красное знамя» опубликовала письмо машиниста холодильной установки Н. Станилевича к «своему бывшему другу» (!) П. Круглову. В редакцию поступило множество откликов: «Стиляжничеству — беспощадную войну!» озаглавил свою статью главный терапевт города Николай Васильевич Роменский 2 августа 1959 года.
Но борьба была нелегкой: 28 августа 1959 г. в Сочи впервые увидели... девушку в брюках! Это была студентка из Киева Альбина Крылова. Имя её стало известно всему городу из газеты. Из фельетона «Двойные души» Прохорова и Лилина. Сообщалось о том, что в ресторане «Приморский» авторы увидели немало стиляг и две женские фигуры в … брюках (имя второй «фигуры» в фельетоне не указывалось).
«Город-курорт — не пристанище для разного гнилья» — заканчивался фельетон.
10 сентября 1960 г. городская газета сообщала:
«Прошел рейд народных дружин. Отлавливали и доставляли в штаб стиляг. Вацлав Шимкович — одел рубашку с зонтиками и цветами.
— Мода… — невнятно говорит он.
Разве не стыдно ему, старшему инженеру главного управления газовой промышленности, подражать гавайским попугаям? Игорь Серебряков, Борис Шамаев вообще вырядились в черные рубашки.
Работнице московского издательства Н. Сладковой административная комиссия горисполкома предложила выехать из Сочи в 24 часа. За то, что гуляла по проспекту в красных штанах».
На днях глава Следственного комитета РФ Бастрыкин приказал выяснить, почему полураздетая сочинка себе такое позволяет?!
Согласны с автором?