Есть в центре Сочи интересный во многих отношениях архитектурный курьез. Это здание, построенное в 1936 году одним человеком за один день.
Речь идет о центральной насосной станции канализации, расположенной рядом с морпортом. Автор проекта — архитектор Сергей Иванович Воробьев, известный сочинцам как создатель смотровой башни на горе Ахун.
Здание состоит из двух частей — в двухэтажной размещались администрация, технический персонал, лаборатория. Большая одноэтажная часть — машинный зал, перекрытый уникальным в инженерном отношении сводом Шухова — Брода.
Инженер В. Г. Шухов придумал сплошной деревянный свод, которым он перекрыл ряд павильонов с пролетами от 13 до 22 метров. Такое покрытие состоит из нескольких полудюймовых досок, уложенных накрест друг к другу и сбитых гвоздями.
Для повышения устойчивости довольно тонкого свода изобретатель предложил еще и систему наклонных тяжей. Немецкий инженер Брода позже еще немного усовершенствовал дощатый свод. В 1920–30 гг. конструкция гнутого свода Шухова — Брода широко применялась в строительстве.
В своей статье про строительство насосной станции архитектор Воробьев сообщил, что кладку стен насосной станции сделал из бетонитовых камней за один день — 23 февраля 1936 года, Иван Васильевич Ермолов — один из основателей стахановского движения в Сочи.
Но есть с нашим архитектурным курьезом, как говорится, нюансы.
В местной газете И. В. Ермолов довольно простодушно рассказал в статье «Как я добился своих успехов» о том, как был организован его рекорд «один человек за один день».
«С вечера 22 февраля мне подготовлено было всё необходимое для работы. К одной стене был сложен камень в количестве, достаточном для кладки одного ряда, а также был протянут шнур, по которому я должен был равняться. Для подноски мне бетонитовых камней были выделены две бригады подносчиков по 6 человек каждая».
Пока Ермолов укладывал камни, специальные люди поднимали подмостки на удобный уровень в такой же мере, в какой вырастала стена.
Специальный подручный подносил ведра с раствором, который Ермолов выливал на камень и разглаживал мастерком. Вот так в гордом одиночестве и выполнил Иван Васильевич 1954 процента плана, лично заработав в этот день 144 рубля.
Кстати, в феврале 1936 года в Сочи на отдыхе был и сам Алексей Стаханов. И. В. Ермолов был среди встречающих его на вокзале:
— Большая радость видеть среди нас тов. Стаханова. Мы передаем ему — основоположнику стахановского движения — великую благодарность. Он первым поломал старые нормы и указал путь к резкому повышению производительности труда и к дальнейшему еще более быстрому подъему материального благосостояния рабочего класса. Мы подхватили ваш почин, чтобы создать здесь, в Сочи, лучший пролетарский курорт.
Отвечая на приветствия, тов. Стаханов просит передать привет трудящимся Сочи. В краткой речи он заявляет:
— Я ударил отбойным молотком так, что огонь посыпался для того, чтобы новыми методами поднять добычу угля, повысить заработную плату и улучшить материальное положение рабочих.
Алексей Стаханов много раз отдыхал в сочинском санатории «Донбасс» вместе с семьей.
В 1936 году Стахановы, по словам главы семьи, отдохнули успешно: «За месяц пребывания в Сочи я поправился на 5 с половиной кг. Жена моя Евдокия Ивановна — на 4 с половиной кг. Очень хорошо поправилась и неузнаваемой стала моя дочурка Клавочка».
Большое внимание уделялось и местным стахановцам. 20 января 1936 года на строительстве Сочинского моста открылась «комната стахановцев», в которой были радио, библиотека, шахматы. Стахановцам представлены культурный отдых и развлечения. Именно на строительстве Сочинского моста работал главный соперник Ермолова по рекордам — Давид Макарович Тевосов, каменщик, который 18 февраля установил выдающийся рекорд, выполнив в течение 8 часов норму на бутовой кладке на 1235 процентов.
На строительстве санатория Ленлечкомиссии в январе 1936 года бригадиру штукатурной бригады стахановцу тов. Степанову, жившему в общежитии, дирекция выделила квартиру и поставила в ней хорошую кровать, постельные принадлежности, стол и т. п. Это дало возможность выписать тов. Степанову из Ленинграда свою жену.
До того как товарищ Степанов стал стахановцем, он зарабатывал в день 11–12 рублей, а выполнив 2 января норму на 740 процентов, заработал 57 рублей 80 копеек.
Для стахановцев в Сочинской конторе Союзкурортснабторга был организован прием предварительных заказов на товары. Первый заказ в магазине № 5 сделан 14 февраля 1936 года отдыхающим в Сочи Алексеем Стахановым. Он дал заказ на трикотаж, дамские туфли и резиновые боты для жены. Заказ к 5 часам вечера был выполнен. Тогда тов. Стаханов заказал осеннее пальто, одну пару детских, пару мужских и дамских галош. 15 февраля все эти товары были вручены тов. Стаханову.
Материальное положение стахановцев действительно сильно отличалось от положения простых работников. Только стахановцы могли приехать в Сочи на собственном автомобиле, как Никита Изотов.
Башню С. И. Воробьева на горе Ахун также строили «стахановскими методами» Бригады каменщиков Торнакова, Бородецкого, Сысоева и Гриба выполняли нормы на 200–300 процентов.
Немудрено, что через год после такой спешки башне пришлось делать капитальный ремонт — после дождей протекли все перекрытия. В дикой спешке строили и дорогу к башне Ахун. Дороги покрыли всего 10 см щебня вместо 20 положенных. Мосты сделали из сырого дуба, срубленного тут же. Через год пришлось переделывать искривившиеся мосты, заново отсыпать щебень. В наши дни в несущих стенах башни катастрофические трещины. Косметические ремонты не помогают, как не спасут они и потрескавшиеся Зимний театр, и сан. Орджоникидзе. А ведь этим монументальным постройкам всего по 87–88 лет! История сочинской архитектуры.