Теперь центральные улицы Сочи по ночам сверкают и светятся. Гирлянд, которые окутали пальмы, а также светящихся арок на площади перед Художественным музеем и на Приморской набережной, видимо, оказалось недостаточно. Теперь странными металлопластиковыми конструкциями, которые горят в темноте, а днем смотрятся не очень эстетично, утыкали прекрасную Навагинскую.
С архитекторами Сочи катастрофически не везет: долго они на своем посту не задерживаются, многие из них оправляются под следствие, здесь уже не до искусства. И ведь это не только сейчас. Вспомнить хотя бы фотографии цветов, которые устанавливали на улицах, и они быстренько выгорали на жарком южном солнце, или тазы, в которые высаживали однолетники и вешали их на металлические стойки. Опять же на жарком солнце несчастные растения погибали в страшных муках, и уже к середине лета без слёз смотреть на них было невозможно. Как говорится, у каждого свои недостатки.
Теперь вот светящиеся арки и искусственные деревья. А надо настоящие — это же субтропики, здесь могут быстро расти самые прекрасные деревья, вечнозеленые и цветущие, в этом прелесть Сочи, считает местная жительница Надежда Боровикова.
— По Навагинской — по этой прекрасной, самой красивой улице России, я так считаю, уже протиснуться невозможно от этих арок, качелей, Чебурашек из дешевого пластика. А там нужно гулять и наслаждаться прекрасными розами, а не капустой, которой засажен весь город. Я предполагаю, что по аркам хотят пустить какие-то вьющиеся лианы, чтобы прикрыть их срам. Но судя по тому, как ухаживают за вновь посаженными растениями, то есть никак, пышного роста лиан мы не дождемся, — считает Надежда.
Она отмечает, что у Сочи всегда был свой стиль, пусть и перемешанный с годами, но очень гармонично. Сначала неоромантизм, с него начался курорт, потом модерн, позже — конструктивизм, неоклассика, сталинский ампир, модернизм: минимализм и монументализм. То, что происходит с городом сейчас, уже не относится ни к какому стилю, считает женщина.
— Одним словом, колхоз. И это очень печально. Сочи потерял свое лицо окончательно и бесповоротно. Пользуюсь случаем и прошу администрацию Сочи остановиться. Не нужны светящиеся деревья и фонари в виде виселиц. Пусть будет больше настоящей зелени и ажурные фонарики. Пусть обратятся к истории, даже в советское время к архитектуре Сочи относились очень бережно, — говорит Надежда.
Еще одна жительница Сочи, Валентина Назаренко, отмечет, что туристы едут в Сочи, чтобы полюбоваться на пышную субтропическую растительность, и на ее восстановление нужно выделять как можно больше средств, а не на арки, которые только раздражают людей.
— У нас теперь упор только на пальмы, с маниакальной настойчивостью современные сочинские власти без всякой системы тыкают их везде. Но они не дают тени. А в нашем солнечном и жарком городе просто необходимы тенистые улицы. Посадите магнолии, платаны, вишни, черешни, они быстро растут и дают прекрасную тень. У города множество наработок по озеленению субтропического курорта — больше ста лет этим занимались. А сейчас такое впечатление, что просто нет специалистов. Сердце кровью обливается, мы, пожилые люди, помним зеленый и цветущий Сочи, — говорит Валентина. Она уверена, что арки только портят вид курорта, людям нужна природа, а не пластик. Туристы специально приезжают в Сочи полюбоваться на цветение магнолии Суланжа и других красивых растений.
Житель Сочи Юрий Абрамов считает, что светящиеся конструкции имеют право на существование, но они должны вписываться в архитектуру, например, ему нравятся арки на набережной реки Мзымты в Адлере, там они никому не мешают, не закрывают здания и очень, по его мнению, гармонично смотрятся. Правда, горят не всегда, а вот громадные арки у Художественного музея и на Приморской набережной просто уродуют центр города и смотрятся отвратительно.
— Это уже полная безвкусица. Красивейшее здание музея из-за них не видно, площадь вся загороженная, утерян весь ансамбль. Городят бездумно. Такое впечатление, что у кого-то «из своих» есть заводик по производству металлопластиковых конструкций и город их покупает, чтобы у кого-то была хорошая прибыль. Теперь взялись и за Навагинскую. Такой аляпистой и ужасной она никогда не была, — уверен мужчина. Он считает, что средства курортного сбора нужно тратить с учетом мнения местных жителей и на что-то более монументальное, например на создание красивых фонтанов, пусть их будет больше, или на качественные уличные скульптуры. Россиянам сейчас так не хватает прекрасного.
О том, что думают местные художники о современном благоустройстве, мы рассказывали здесь.