Город Уродливые пионеры и светящиеся арки захватили курорт. Профессиональные художники в Сочи оказались не нужны, их выселяют из мастерских

Уродливые пионеры и светящиеся арки захватили курорт. Профессиональные художники в Сочи оказались не нужны, их выселяют из мастерских

Помещения в центре курорта специально строили для них, но город хочет их отобрать

Акоп Халафян в своей мастерской

Сочинское отделение Союза художников России с прошлого года получает уведомления о выселении членов Союза из творческих мастерских. Специально созданная комиссия проверила помещения, построенные для художников и находящиеся в муниципальной собственности, и пришла к выводу, что они захламлены, не отремонтированы, мало того, используются не по назначению. Городские власти считают, что художники используют мастерские вместо квартир. По мнению членов комиссии, на этот факт указывают косвенные признаки проживания людей: в помещениях расставлена мебель с разложенными на ней различными предметами, книгами, есть холодильники, диваны, так написано в протоколе спецкомиссии (есть в распоряжении SOCHI1.RU). На основании этих выводов художники должны освободить помещения. Поговорили с председателем сочинского отделения, членом-корреспондентом Российской академии художеств Акопом Халафяном не только о тяжелой ситуации, в которой оказались сочинские художники, но и о городе и его архитектурном облике.

Помещения на улице Первомайской, где когда-то были мастерские и цеха

«У вас в ванной шампунь — значит проживаете»

Акоп Халафян председателем сочинского отделения Союза художников России стал недавно, в феврале его кандидатуру утвердила Москва. Он говорит, что выселить сочинских художников из мастерских пытались с самой перестройки. Частично получилось, мастерские, которые были на земле, в цоколях, в подвалах, уже отобрали. А вот творческие помещения на шестых этажах жилых домов также пытались отнять, но до сегодняшнего времени безуспешно. В этом году за несчастных художников взялись жестко. У сочинского отделения Союза мастерские находятся в двух местах. На Макаренко, 32, они строились с долевым участием Союза художников. И на Воровского, 32 и 34. Строили их еще в 70-х годах прошлого века, это мансардные этажи, которые изначально проектировались как студии для художников.

— Когда Романец была замглавы по социальным вопросам (имеется в виду Ирина Романец, которая в 2019 году перешла на работу в администрацию Ялты), она жестко наши интересы отстаивала, и проблем особых не было. А последние годы ситуация изменилась, и городское собрание изменилось, и администрация тоже. Может быть, у них есть какие-то основания, потому что некоторые мастерские не в очень ухоженном виде, но дело в том, что художники сейчас в бедственном положении. Многие живут за счет случайного заработка и кто-то умудряется лучше продавать картины, он может ремонт делать. В некоторых мастерских очень хорошо сделано, в других средненький ремонт, к сожалению, есть такие, где сантехника осталась та, которая была в советское время, — рассказывает Акоп Альбертович. Сейчас в сочинском отделении состоит 52 человека, они занимают 17 мастерских — некоторые работают парами, многие возрастные, пенсионеры. Одному художнику 80 лет, другому — 85. При этом они активно работают, но власти им предлагают закончить уже это никому, на их взгляд, не нужное дело, и сидеть дома.

Узнаваемые работы Акопа Халафяна

В ноябре прошлого года прежний председатель написал письмо в департамент имущественных отношений Сочи о продлении арендных отношений, администрация обратилась в городское собрание с просьбой рассмотреть возможность предоставления в безвозмездное пользование мастерских. Но на сессии этот вопрос рассматривать не стали, предполагает Акоп Альбертович. А в январе этого года в сочинское отделение пришло уведомление, что мастерские нужно освободить до 1 февраля. Художники написали письма везде. В ситуацию вмешались депутаты — ЗСК Виктор Тепляков и Госдумы Константин Затулин. Была встреча с председателем горсобрания Виктором Филоновым. Депутат Затулин разговаривал с властями, позвонил министру культуры Краснодарского края Виктории Лапиной. Просьба была в одном: Халафян — новый председатель, дайте ему поработать год и привести всё в порядок. Если не приведет, уйдет в отставку, и тогда забирайте помещения. Все вроде бы кивают, делают вид участия, но продолжают слать уведомления о выселении. Решили создать комиссию, которая прошлась и еще раз по мастерским. Прошлась... и нашла шампунь.

— Эти осмотры настолько унизительны, заходит комиссия со страшным видом, щелкают, щелкают, а художники стоят — трясутся, что завтра их выкинут. Я понимаю, что где-то захламлено, где-то проходы какие-то не очень доступны. Но когда предъявляют претензии, почему у вас здесь полка с книгами, или полка с коллекцией красивых бутылок, или почему у вас тут диван стоит, у кого-то в ванной шампунь обнаружили. Вы тут живете, проживаете, значит нецелевое использование. Библиотека есть, значит проживаете. Там семейная пара Медведев с Колмогоровой, он живописец, заканчивал Строгановку и по металлу работает. Его жена — дизайнер по костюмам, у нее в мастерской швейная машинка стоит. Спрашивают: почему? Это ее работа, это ее инструмент. Нет, они тут живут, — рассказал Акоп Альбертович.

Однако прямых фактов проживания комиссия так и не зафиксировала — не было ни в одной мастерской кухни, веревки с бельем, что там еще есть у людей, которые постоянно проживают в квартире? Но посчитала, что на это указывают косвенные признаки, что и отразила в протоколе осмотра помещений.

— Почему шампунь?! У меня тоже в мастерской есть душ. Летом на 6-м этаже очень жарко, окна большие, старые, есть такие, которые плохо закрываются. Кондиционеров нет. Человека только прохладный душ спасает. Кроме того, в творческих мастерских время пребывания не нормировано. Он приходит, когда у него есть возможность и работает, главное, чтобы он не создавал соседям проблем. И переночевать может, это тоже не запрещено. У нас есть художник, который живет в Адлере — Трапицин Константин. Он приезжает, работает несколько дней и уезжает, — говорит Акоп Альбертович.

Он утверждает, что за время существования мастерских, а это уже почти 50 лет, не было никаких ЧП — пожаров, затоплений, конфликтов с соседями. Все эти годы художники сами содержали муниципальную собственность, у кого были деньги, меняли окна, батареи, полы. Город никогда ничего там не делал, утверждает Халафян. И сейчас бы делали всё сами, привели в порядок, но вся проблема в том, что договор с городом нужно заключать каждый год, и каждый год нужно кланяться и просить, чтобы его продлили. В последние годы нет никакой уверенности в этом. Если бы договор был хотя бы на 5 лет, тогда бы люди взялись за ремонт, да и сочинское отделение Союза художников подкопило бы деньги и отремонтировало мастерские пенсионерам. Переезжать художникам некуда, многим из них придется просто прекратить работать. На улице Первомайской в центре Сочи есть большая территория, которая находится в собственности Союза художников России, и это спасло ее от застройки, там находится 6-этажное здание. Но оно с советских времен не видело ремонта. Крыша протекает и заливает два верхних этажа, отопления нет вообще, старые окна давно рассохлись. Переселить туда художников невозможно. Это не просто несколько человек с мольбертами. За годы работы у них скопились работы, картины, которые оказались никому не нужны, а ведь это культурное наследие Сочи.

Несколько помещений в шестиэтажном здании сдают в аренду, чтобы свести концы с концами

Работать дома, в однокомнатной или даже двухкомнатной квартире художник не может. Многим нужен станковый мольберт, расстояние, хороший свет. Кроме того, краски и растворитель имеют запахи. Писать можно и на коленке на салфетке, но зачем, если есть специально построенные для этого помещения.

—У нас наличие творческих мастерских — одно из немногих, что может привлечь молодежь в наш профессиональный союз. Есть которые заканчивают институты, но поскольку нет условий, они уходят в смежные какие-то профессии. Художник должен в богатом обществе жить, если общество бедное, если средний обыватель тратит деньги на медицину, на коммуналку, он не будет покупать картины. Молодые художники перетекают туда, где деньги есть. Если не поддерживать, то художники исчезнут в Сочи, — говорит Акоп Альбертович. В городе нет ни одной картинной галереи. Хорошо, что есть возможность выставляться в Художественном музее. Никакой поддержки от властей сочинские художники не получают, вместо этого репрессии. А ведь картины с прекрасными видами Сочи могли бы стать прекрасным подарком его гостям. Администрация могла бы их закупать и дарить на разных мероприятиях и форумах. Но увы и ах, как говорится. Вот и выплывают сочинские художники как могут. В этом году еще одна напасть: резко подняли кадастровую стоимость земли на Первомайской, соответственно, аренда выросла в 8 раз — с 120 до 800 тысяч рублей в месяц. Это неподъемная сумма для них. Пока не знают, как будут платить.

Инсталляции на улицах Сочи теперь такие

Город потерял старое лицо, а новое не приобрел

По всей видимости, у нынешней администрации Сочи свое видение дизайна. Они любят всё светящееся и блестящее. Вместо металлических скульптур Акопа Халафяна, с которыми фотографировались туристы на площади возле Художественного музея, теперь светящиеся арки. А его скульптуры ржавеют теперь на территории кафе «Старый базар» в хозяйственном дворе. Говорят, что и остальные его скульптуры ждет такая же судьба. А вместо них на улицах курорта пластиковые мандарины, светящиеся деревья, уродливые пионеры. Зато его работы с удовольствием покупает Краснодар, Москва, Горно-Алтайск.

Арки лепят везде, а возле музыкальной школы появились жуткие пионеры

— Если говорить об арках перед Художественными музеем, то сама площадь, музей и памятник Ленина — это памятник монументальной сталинской архитектуры — четкий, строгий. И когда на ней появляются такие легкомысленные арки и они двумя осями сходятся к памятнику Ленина, он оказывается в центре этой светящейся мишуры, то получается карикатура на площадь. Любого архитекторы бы спросили или дизайнера среды, или просто нас художников: как это может быть? Все бы сказали, что этого не может быть. На Новый год, может быть, но не больше, — говорит Акоп Альбертович. Площадь у памятника Островского проектировалась специально под него — решалось одним ансамблем. Сейчас там понавтыкали перголы, скамейки, и территория полностью потеряла лицо, — считает Халафян. Он считает, что такое убожество не мог спроектировать профессионал. А ведь сочинские художники могут быть полезны городским властям именно в таких проектах. Акоп Альбертович передавал в горсобрание несколько предложений. Например, установить в городе памятник черноморским морякам, а на мемориале изваять сидящего солдатика. Но его предложения остались без ответа. Власти продолжают закупать светящиеся инсталляции из пластика.

— У нас алчная застройка города, когда подъезды домов выходят прямо на проезжую часть. Дома лепятся как скворечники. Город потерял старое лицо, а новое не приобрел. Где музыкальная школа, там есть дорожка, где поставили четырех пионеров — это карикатура на скульптуру, у пионеров уродливые лица, и сейчас молодежи, которая ходит в современном прикиде, с телефонами в руках и наушниками в ушах, эти пионеры вообще непонятны. Мало того, судя по всему, делали их не профессионалы. Там пионеры, здесь средневековые вазы, — говорит Акоп Альбертович.

Сейчас художники планируют на своей территории создать городок мастеров «Старый Сочи», ведут переговоры с инвестором. Хотят восстановить по старым фотографиям сочинские домики с коммунальными квартирами, создавать уникальные сувениры, делать керамику и водить экскурсии. Сейчас у туристов нет возможности познакомиться с настоящими художниками курортного города, а на память они могут увезти с собой только банальный магнитик или ракушку, выловленную в Турции.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE16
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY3
Печаль
SAD11
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем