В Сочи, в дни строительства морпорта и, в частности, берегоукрепления страна получила первую леди-водолаза. Ею стала Нина Васильевна Соколова. Произошло это в 1938 году.
Женщина приехала в Сочи после окончания Ленинградского института инженеров водного транспорта. Попала в легендарный ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения). Инженер Соколова была одним из руководителей строительства Сочинского морпорта. За рулем своей «Эмки» она будто успевала всюду. Минуту назад ее видели в порту, и вот уже она на пляже «Новый Сочи» следит за установкой бетонных массивов бун. Многие трудоемкие работы в то время велись вручную.
Водолазы гидротехнической группы Соколовой готовили каменную «подушку» на дне под бетонные массивы. Постоянно докладывали начальнице о состоянии дна. Руководить «вслепую» было трудно, и однажды Нина Васильевна сказала старшине водолазов:
— Готовьте меня на дно, опущусь вместе с вами!
— Как? — опешил старшина.
— Вы ведь женщина. И, потом, нужна специальная подготовка, разрешение.
— Делайте то, что вам приказывают!
На несколько месяцев погружения на дно стали для Соколовой привычным делом. Она могла теперь руководить стройкой, не пользуясь чужой информацией.
Через полгода главный специалист из управления ЭПРОНа сделал ей за подобную «самодеятельность» серьезный выговор. Но затем удовлетворил просьбу: направил на курсы водолазов в Балаклаву.
Во время войны она на разных должностях служила в блокадном Ленинграде. Поднимала со дна Ладоги машины, орудия. Дежурила на «дороге жизни», опускалась там много раз в прорубь, спасая ценные грузы.
От Волховской электростанции по дну Ладожского озера во время блокады протянули в Ленинград электрический кабель. В водолазных работах участвовала Нина Васильевна.
Сооружение бензопровода к блокадному Ленинграду через Ладожское озеро стало одной из самых ярких страниц обороны города. К зиме 1941 года в Ленинграде особенно стал сказываться дефицит горючего.
Из-за нехватки автоцистерн бортовые автомобили загружали металлическими бочками с топливом. Под перевозку нефтепродуктов были переоборудованы ассенизационные и поливочные машины, молочные и другие емкости.
Прокладку бензопровода по дну озера предложили специалисты Ленинградского отряда ЭПРОН Балтийского флота, где служила Соколова. Ничего подобного не существовало ни в нашей, ни в зарубежной практике. Трубы сваривали в плети, буксировали к месту укладки. Водолазы привязывали 50-килограммовые грузы к трубам для закрепления их на дне.
После войны Нина Васильевна участвовала в разминировании и восстановлении мостов, строительстве причалов в самых разных частях страны. Последние годы службы преподавала в Военно-Морском училище им. Фрунзе.
Всего провела под водой 644 часа. Побывала Соколова на дне Черного, Азовского, Балтийского, Баренцева морей, Ладоги, Невы, Татарского пролива.