Видимо, настала пора вспомнить советские времена и покупать билеты на юг за несколько месяцев до поездки. Хорошо тем, кто застал огромные очереди в кассы за билетами на самолет и поезд, половину отпуска точно туристы проводили в борьбе за обратный билет. Лично я помню, как мои родители каждое утро ездили на вокзал отмечаться в очереди. Сейчас самое время вспомнить те навыки. И посочувствовать молодым людям, которые привыкали покупать билеты в несколько кликов, сейчас с Сочи это не прокатит. Особенно страдают жители тех городов, где закрыты аэропорты, кроме поезда для них другой альтернативы нет.
«Бешеной собаке семь верст не крюк»
Жительница Воронежа Юлия Переверзева в этом году не планировала отпуск заранее, появилось «окно» между отчетами на работе, решила вывезти детей к морю. В начале июля стала искать билеты на конец месяца. Расхватали даже дорогущие СВ и люксы. Нет билетов из Воронежа и на август.
— Купить больше одного билета на поезд невозможно, ни в Сочи, ни из Сочи. Раньше мы ездили на автобусе из Воронежа без проблем, сейчас и на него невозможно купить билеты. Я слушала, что Путин распорядился запустить дополнительные поезда на юг, но, видимо, их просто нет. В прошлом году мы без проблем покупали билеты в разгар сезона, — рассказала Юлия, в результате она купила билеты на поезд до Москвы, а оттуда на самолет до Сочи. Дорога у нее заняла почти сутки, хотя расстояние между Воронежем и Сочи чуть больше тысячи километров, и обошлась в кругленькую сумму.
— Как говорят: бешеной собаке семь верст не крюк. До Москвы у нас вышло 2500 рублей на человека, нас четверо. Вот и считайте — 10 тысяч рублей, билеты на самолет нам обошлись больше чем в 100 тысяч рублей, дешевых мы не нашли, летели перед выходными. Только дорога в одну сторону обошлась больше 120 000 рублей. В Крым добраться вообще невозможно. За границу я в силу работы ехать не могу. В результате за такие деньги еще и намучились. Сто раз пожалела, что поехала, но дети очень хотели на море, — говорит Юлия, сейчас она отдыхает в Сочи и пока не знает, как возвращаться назад, несколько раз в день мониторит наличие билетов на поезд, но, скорее всего, ей придется снова повторить путь через Москву.
Президент России Владимир Путин еще в мае поручил обеспечить в летний период железнодорожные перевозки на Черное море в нужном объеме и без сбоев. Тогда глава Минтранса и руководитель РЖД отчитались о том, что на черноморские направления запущено 130 дополнительных поездов на 140 тысяч пассажирских мест. В поездах, следующих на юг России, в этом году пассажирам будут доступны 8,5 миллиона мест, это на 6% больше, чем в прошлом году. При необходимости количество мест увеличат за счет включения дополнительных вагонов, назначения дополнительных составов и увеличения периодичности курсирования существующих поездов.
Назад в 90-е
Да, дополнительные вагоны действительно включили. Скорее достали из «закромов», говорит сочинка Ирина Нестеренко, которой удалось купить билет на поезд из Сочи в плацкарте на верхней полке у туалета. Она говорит, что почти весь поезд сообщением Адлер — Москва был собран из старых вагонов. На фирменный поезд, а уж тем более двухэтажный, билеты купить невозможно.
— Это не фирменный поезд, но всё же московский, вагон старый, обшарпанный. Я давно такого не видела — назад в 90-е! Даже сами проводники говорили, что вагон очень старый, чуть ли не списанный. Правда, кондиционер был, работал так, что там все простыли, установлен и биотуалет, но вонь там такая, что невозможно зайти, хотя проводники мыли туалеты несколько раз в день с хлоркой, — говорит Ирина, по ее словам, дерматиновая обивка на полках прохудилась, матрасы с нее сползали, а окна были настолько грязные внутри, что разглядеть что-либо через них сложно.
В подобном вагоне ехала жительница Ростова Тамара Гришина.
— Я часто езжу в Адлер к дочери, буквально еще в прошлом году ехала на шикарном новом поезде. Знаете, там еще такие шторки над каждой полкой, опускаешь и отгораживаешься от всех. Чувствовала себя человеком. Неделю назад ехала прямо в старом, вонючем вагоне, где несколько розеток на вагон, люди в очереди стояли, чтобы телефоны зарядить. А билет на поезда я сильно заранее покупала, но не думала, что в такой поезд попаду, — говорит Тамара. Полки сложно было поднять и опустить, потому что механизмы были ржавые.
Мы просто не можем вернуться домой
У жителя Сочи Сергея Агопяна скоропостижно скончалась любимая тетя в Ростове-на-Дону, купить билеты на поезд для своей семьи он не смог, ехать на машине не решился, недавно получил права, да и моральное состояние не позволяло. Чтобы успеть на похороны, большой семье пришлось лететь через Москву.
— Я думал, что у нас летают самолеты из Сочи в Минеральные Воды, а там на «Ласточке» всего 6 часов до Ростова. Но оказалось, что рейс в Минводы есть, но билетов нет, реально только через Москву. Поэтому пришлось всей толпой, со старенькой мамой сначала лететь в Москву, а оттуда поездом в Ростов. Во-первых, это очень долго и тяжело, во-вторых — это дорого. Сейчас мы потратились серьезно, тетю похоронили и просто не понимаем, как возвращаться домой, — говорит Сергей. Они пытались купить билеты на поезд до Краснодара, а дальше добираться на «Ласточке», но и такой маршрут оказался для них недоступен, билетов нет также, видимо, не одни Агопяны такие умные.
— Один билет еще можно купить, но несколько, как надо нам, невозможно. Маме нужна нижняя полка, но их нет и в помине. Верхние полки бывают, но в разных вагонах, а у нас дети. Мы просто не можем вернуться домой. Я смотрю билеты на самолет, цены около 10 тысяч рублей, нам нужно 50 тысяч рублей. Это для нас целое состояние, — говорит Сергей, единственный вариант — ехать на автобусе. Который ежедневно, кроме выходных, идет с вокзала Ростова, стоимость — 1751 рубль, время в пути — больше 14 часов, билеты тоже необходимо покупать заранее, потому что они пользуются большим спросом. У автобусных путешествий на юге России сейчас прямо вторая молодость. Вот только проблема в том, что автобусы, как и другие автомобили, также стоят в пробках по дороге к морю на трассе М-4 «Дон». Да и пожилой матери Сергея такое путешествие не по силам.
Автомобильное путешествие в Сочи превращается в мучение
Житель Москвы Никита Манзуров решил путешествовать в Сочи на машине. Дорожной романтики захотелось. Но из-за пробок автомобильное путешествие превратилось в мучение. Долго стояли в Аксае Ростовской области, дальше тащились медленно и печально. Застряли в пробке и в Краснодарском крае под Горячим Ключом. Потом стояли в Туапсе, а также в районе Ольгинки, затем несколько раз пробки «ловили» на подъезде к Сочи в Лазаревском районе.
— Мы посчитали, что в общей сложности в пробках простояли почти 5 часов. С детьми — это сложно, конечно, неприятно. То есть билеты на поезд недоступны, на самолет для большой семьи тоже. Остается только автомобиль, но на нем просто мучение. С ужасом ждем отъезда, надеемся только, что в обратном направлении таких пробок уже не будет, — говорит Никита, на трассе М-4 «Дон» от Москвы до Краснодара по его подсчетам 11 платных участков, там он оставил круглую сумму.
В феврале этого года «Автодор» увеличил цены на проезд по трассе в рамках индексации на 6–6,9 процента. Стоимость проезда составляет 65–75 рублей в зависимости от дня недели для автомобилей первой категории, это легковые машины, мотоциклы. Для машин второй категории — это минивэны, пикапы и фургоны — стоимость проезда составляет 105 рублей. С понедельника по четверг тариф для проезда дешевле, чем в пятницу, субботу и воскресенье.
— Платные отрезки — обычная дорога, ничего там не делают, чтобы она была действительно платной, чтобы хотелось платить за комфорт. Но обычную дорогу почему-то перегородили и берут деньги, это возмущает. Объезд платных участков не предусмотрен. Говорят, что можно было объехать через Тимашевск по проселочным дорогам, но они забиты, и в результате время в пути увеличится еще на 4 часа, — говорит Никита. В следующем году он собирается отдыхать в Турции, это намного дешевле и, как ни странно, туда проще добраться.