Почетный президент ОКР поедлился своим видением на медальные возможности сборной России на Играх в Сочи
До зимней Олимпиады в Сочи осталось меньше двух месяцев, и споры о количестве медалей, которые может завоевать российская сборная, не утихают, а, напротив, разгораются все сильнее. Официальные лица делают весьма острожные прогнозы, не рискуя называть конкретные цифры, а действительно квалифицированные экспертов, находящихся в курсе событий каждой из федераций зимних видов спорта в России и имеющих возможность дать обоснованные комментарии, можно пересчитать по пальцам.
«Московский Комсомолец» обратился к почетному президенту Олимпийского комитета России 9ОКР) Леониду Тягачеву с просьбой рассказать, чего следует ожидать болельщикам от грядущих зимних Олимпийских игр в Сочи.
— Леонид Васильевич, может, вы скажете, на что мы можем рассчитывать на домашних Играх?
— Я уже говорил, что, если завоюем 10 золотых медалей, это будет очень хорошо. Но на этот счет у всех разное мнение. Например, Виталий Мутко высказался осторожно: если мы будем в тройке, это потолок. То есть ушел от ответственности. Александр Жуков сказал, что мы вообще не станем считать медали, но поскольку дома и стены помогают, мы эту Олимпиаду выиграем.
На самом деле объективная оценка наших шансов может быть высказана только теми людьми, кто видит спортсменов постоянно, кто их тренирует и знает досконально свой вид спорта. К примеру, я встречался с главами зимних федераций и увидел у них большое желание выигрывать. Только вот президенты федераций предложили нам такие прогнозы, что мы аж вздрогнули! По их подсчетам, мы завоюем 40 медалей общего достоинства, из них 14 золотых. Ну тогда, говорю я, можно смело докладывать, что мы станем первыми в общем зачете.
— Значит, можно уже радоваться?
— Не все так просто. Дело в том, что президенты давали обоснование по тем спортсменам, которые выигрывали медали на этапах Кубков мира или чемпионатах мира. Скажем, сноубордистка Екатерина Тудегешева выигрывала «золото», и в Сочи ее тоже запланировали на «золото». И она способна его выиграть! Но и конкуренты способны. А на Олимпийских играх значение имеет каждая мелочь: какой снег, какая температура, какая смазка, какой настрой, не испортил ли кто настроение перед стартом.
Вот расскажу историю. В ту пору, когда я был главным тренером сборной по горным лыжам, я привез на соревнования свою лучшую женскую команду: Светлану Гладышеву, Татьяну Лебедеву, Варвару Зеленскую. И Гладышева выигрывает с секундным отрывом — а это очень много! — все заезды. Меня уже начали поздравлять другие тренеры, понимая, что у Гладышевой выиграть невозможно. И вот предпоследний заезд. Температура минус 20 градусов. А утром старт скоростного спуска на медаль. И за ночь температура становится около нуля. А у Светланы был заряд на жесткую трассу, на другую смазку, на другие лыжи. И она приезжает по этому мягкому мокрому снегу только шестой. А ведь была стопроцентной фавориткой!
— Так на то эти Игры и домашние, чтобы пользоваться преимуществом многое просчитать заранее.
— Знаете, за счет чего получается преимущество? Приведу пример. В Израиле изобрели пушку, которая делает снег при температуре +25 градусов. И вот когда я узнал, то докладывал: срочно нужно купить такую установку! И даже не для того, чтобы спасать Олимпиаду, когда снега не будет...
Дело в другом: у нас основные медали должны быть в лыжных гонках и биатлоне. И надо было купить пушку, сделать копию лыжной трассы в высокогорье, засыпать ее этим снегом, и два года в августе, сентябре, октябре возить туда спортсменов тренироваться. Туда же отправить медицинский корпус, всех специалистов по смазке и подготовке технического оборудования. Тренировать эту трассу досконально! Ведь на каждом спуске можно при грамотной подготовке выигрывать по 2 секунды. А на трассе обычно спусков десять бывает. Представляете себе 20 секунд преимущества? Такое редко отыгрывается. И когда наступает Олимпиада, снег из этой же пушки, на котором два года спортсмены тренировались, за два дня до старта выкладывать на трассу. Вот это и называется преимуществом страны-хозяйки. Три-четыре медали можно выиграть только за счет грамотного подхода к делу.
— А у нас что? Сделали силосные ямы какие-то для снега по финской методике, — продолжает Леонид Васильевич. — Эту методику еще в деревнях наших знали. Когда наступала весна, жесткий снег ссыпали в погреба, засыпали опилками, и там было всегда прохладно, там хранилось молоко, сливки. И у нас, когда привезли этот снег, оказалось, что он как мыло плывет!
Вообще, к сожалению, многое из инфраструктуры для Сочи делали иностранцы. А то, что у нас есть свои специалисты, мы забыли! Я, например, был против, чтобы трассу для лыж делали норвежцы. Или канадцы — санно-бобслейную трассу.
— Они под своих спортсменов ее делали?
— Это же Олимпиада! Повторяюсь, тут не бывает мелочей. Я видел, как тренировались наши спортсмены на санно-бобслейной трассе. Все довольные, и ребята, и тренеры. Хорошее настроение, хорошие результаты. И тут приезжают немцы с новыми санями. Так они, даже не переодеваясь в обтекаемую для скоростного спуска форму, прямо в джинсах проехались и показали такое время, что у наших тренеров сразу настроение испортилось. Кто знает, что это у них за сани такие?
От экипировки, от технического обеспечения многие виды спорта зависят. В принципе в первой десятке все равны. Специалисты должны знать своих соперников. Иностранные специалисты по подготовке лыж и коньков не всегда сделают то, что хорошо для нас. У нас-то есть исполнители, но у наших конкурентов они тоже есть. И кроме исполнителей у них могут быть свои технические секреты для достижения цели. А в нашей стране, например, не готовят лыжи. У нас нет производителей.
— Леонид Васильевич, и все-таки каких медалей нам стоит ждать и от кого?
— Я тут сделал небольшой анализ. Реальные медали могут планироваться в биатлоне — в смешанной эстафете и мужской, можно рассчитывать на Ольгу Зайцеву, Евгения Устюгова, Антона Шипулина, Дмитрия Малышко... В бобслее — на Александра Зубкова и Дмитрия Труненкова. В керлинге появилась возможность побороться за третье место у девчонок. Ребята пока только начинают пробиваться к вершине. В конькобежном спорте тренеры планируют Ивана Скобрева на «серебро», а вот за «золото», возможно, поборется Денис Юсков на пяти тысячах. Хорошие шансы в лыжных гонках: тут и Никита Крюков, и Алексей Петухов, и Александр Легков. В прыжках с трамплина у нас есть Васильев, он может выиграть одну попытку, но в целом в этом виде спорта сумасшедшая конкуренция.
Что дальше? Санный спорт, в котором будет бороться наш старейший олимпиец Альберт Демченко. В скелетоне есть Третьяков, он готов, но нужно, чтоб подфартило. В сноуборде три фаворитки — Болдыкова, Тудегешева и Заварзина.
В любимом всеми фигурном катании большие шансы у Волосожар и Транькова. К сожалению, травма может не позволить выступить нашей паре Смирнов—Кавагути. Евгения Плющенко специалисты планируют на «серебро». Вряд ли дадут «золото», для этого ему нужно прыгать два, а то и три четверных.
— Плющенко в командном зачете помочь может, который впервые появился на Олимпийских играх.
— Да, там, по сути, всего три страны на медали претендуют — США, Канада и Россия, где есть ровный состав во всех четырех видах... Так что, по моим ощущениям, плохой в медальном смысле Олимпиада быть не должна. Настрой у всех хороший, тренировались все очень серьезно. Ребята заряжены на результаты — и, несмотря на все объективные и субъективные трудности, очень надеюсь, что стыдно спортсменам перед российским народом по итогам Игр в Сочи не будет!