
Часть стены хорошо сохранилась
В ходе поисково-исследовательской работы по выявлению объектов историко-культурного наследия на территории Сочинского национального парка обнаружено новое средневековое укрепление, которое находилось на трассе Великого шелкового пути. Оно расположено в окрестностях села Медовеевка и относится к оборонительным сооружениям. Подробности о находке рассказал ведущий специалист национального парка, историк Николай Марков. По его данным, сейчас исследователям известно о девяти раннесредневековых оборонительных сооружениях на берегах реки Мзымты в районе Красной Поляны. Они располагались вдоль Псеашхинской торговой трассы, уходившей в сторону Медовеевки и далее через труднодоступные и незаселенные горные территории к морскому побережью. Семь из них находятся на землях Сочинского заказника, два — в границах Сочинского национального парка. Три, обустроенные на верхних площадках отрогов Ачишховского горного массива в местечке Куницыно, считались последними укреплениями, фланкирующими торговую дорогу.
— До места ухода в безлюдную горную местность оставалось шесть километров, и логика жизни подсказывала, что на этом промежутке должен быть еще хотя бы один фортификационный объект. И так оказалось на самом деле. О нем стало известно благодаря краеведческой деятельности уроженца Красной Поляны Сергея Халайчева. В своей книге «Красная Поляна и окрестности» автор разместил несколько фотографий с остатками каменной кладки на горном отроге правого берега реки Краснополянки в районе села Медовеевка, — рассказал историк.
Выезд в указанный район подтвердил сведения Николая Маркова. Объект обнаружили на отроге южного склона Ачишховского массива, который заканчивается на месте слияния рек Медовеевки и Краснополянки. Особенность этого горного образования в том, что он как бы разделен на две части крутосклонной впадиной длиною более 500 метров. Россыпи камней на склоне вдоль ровного участка и сохранившаяся кое-где кладка стены указывали на наличие здесь в прошлом какого-то оборонительного сооружения. Косвенно об этом свидетельствовали и следы хорошо различимых четырех грабительских раскопов.
В раннем средневековье крепости в районе Сочи возникали на стратегически выгодных возвышенностях, и их планировка была тесно связана с условиями местности. Две стороны площадки отрога: западная и северная были защищены практически неприступными крутыми и обрывистыми склонами, а две другие, более доступные, дополнялись стенами.
Одна протянулась по восточному склону на всю его длину, вторая, поперечная, перегораживала узкую западную часть хребта недалеко от спуска с него. Кроме того, в этом месте имелись выходы каменных глыб, что само по себе служило естественной защитой.
— Как показало обследование сохранившихся остатков стены, ее устройство соответствует применявшейся тогда технологии строительства в горной зоне, описанной в книге Ю. Н. Воронова: «При сооружении стен почву снимали до скальной основы, в которой на склонах высекали ступень, служившую опорой для основания фундамента». Облегчению этой работы способствовали характерные для окрестностей мягкие сланцы. Подобный способ имел цель создать надежное основание в виде фундамента, на котором «насухо» возводилась нерегулярной кладкой стена из ломаного камня, добывавшегося на месте», — отмечает историк. Ближайшие краснополянские крепости (Бешенка, Монашка, Куницыно) тоже строились по такому же принципу, поскольку в горной зоне доставка извести была затруднена, а укрепления носили второстепенный характер, выполняя в основном наблюдательные и сигнальные функции.
Медовеевский объект относился к тому же типу фортификационных сооружений со стенами, выложенными естественным камнем, причем не крупного, а среднего размера. Пристроенная в середине продольной стены еще одна поперечная стенка образовывала на площадке своеобразную «цитадель» шириною 30 метров, которая и выполняла основные оборонительные функции. Именно здесь находятся все раскопы «черных копателей».
Тем не менее, несмотря на простоту оборонительной конструкции, данный объект выполнял свою задачу по обеспечению безопасности людей, следующих по перевальному торговому маршруту. Но для того, чтобы он был причислен к оборонительной линии краснополянских крепостей, требуется его более углубленное изучение на профессиональном археологическом уровне под контролем управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края.



