Город Сочи «ползет». Съедет ли единственный субтропический курорт в море?

Сочи «ползет». Съедет ли единственный субтропический курорт в море?

Хаотичная застройка привела к активизации оползневых процессов во всех районах города

Подъезд дома на улице Пластунской

Город «поехал», именно об этом предупреждали сочинские общественники, которые борются с самовольным строительством многоэтажек. Похоже, точка невозврата пройдена и вето на строительство, которое якобы наложили городские власти с 1 июля 2021 года, по всей видимости, запоздалая мера.

Ежедневно в информационной повестке — оползни и сели во всех районах Большого Сочи. То порвет водовод: только на этой неделе было три крупных порыва, которые оставляли без воды тысячи людей, то селевая масса сойдет на дорогу: на этой неделе на повестке — дорога на Ореховские водопады, где оползень после дождей блокирует 90 человек в селе Пластунка, и улица Лесная в адлерском Блиново, которую время от времени заваливает оползневыми массами и стволами деревьев. Федеральную трассу А-147 Джубга — Сочи до сих пор восстанавливают после оползня, который сошел 5 октября 2021 года.

Окна квартир, которым угрожает оползень, советуют заколачивать

Под ударом оползней — многоэтажки


Теперь от оползневых процессов начали страдать многоквартирники. Свежий пример — после обильных осадков началось движение грунта на улице Известинской в Адлерском районе, оползень деформировал опорную стену у дома № 51. Жителям нижних этажей рекомендовали заколотить окна, чтобы их не выдавило при сходе селевого потока. Управляющая компания обещает, что опорную стену восстановит застройщик. Но, по словам местных жителей, на связь он не выходит.

Оползень на Вишневой, где строится крупный жилой комплекс, активизировался тоже после продолжительных осадков. Многочисленные обращения местных активистов были проигнорированы. Жилые дома вот-вот сползут в овраг. Почти год не слышат и жителей домов № 194/14, 15, 16 на улице Пластунской. Впервые подвижка грунта с горы за их домами произошла 23 марта 2021 года, тогда грязевые массы вперемешку с деревьями и камнями завалили дом № 194/14. Повезло, что грунт съехал между домами, но одна из квартир пострадала, селевая масса зашла через окна.

Последствия устранили, обещали укрепить склон, установили небольшие габионные конструкции, которые якобы должны сдержать селевую массу, и на этом всё. 18 декабря 2021 года, после обильных дождей, оползень снова начал движение, вниз прилетело четыре огромных дерева и несколько тонн грунта.

Дом № 194/16

«Люди живут на пороховой бочке»

Месяц назад жители записали обращение к администрации, в котором представитель инициативной группы домов № 194/14, 15 Алия Узякова заявила, что после оползня, который произошел 23 марта 2021 года, представитель администрации в устной форме пообещал укрепить часть горы металлической сеткой, но это обещание так и осталось на словах. Жители просили обследовать склон. Склон якобы обследовали, пришли ответы, что им ничего не угрожает, режим ЧС тогда вводить не стали. Но хилые габионы всё же установили.

Власти посчитали, что такой габион сможет сдержать оползень

— 5 июня 2021 года повторно сошел сель, но никаких действий со стороны администрации не было. Прошло 6 месяцев, в результате ливневых дождей прошел третий сход селя, в результате обрушились деревья, всё это вместе с камнями полетело вниз, — рассказала Алия Узякова.

Наверху горы, откуда и идет оползень, находится садовое товарищество. И трубы канализации выведены как раз на этот склон. Жители не сомневаются, что сверху течет именно канализация, но представители МУП «Водосток», которые приезжали по вызову жителей многоэтажек, категорически опровергли эту информацию. Мол, ливневка это. Поскольку в переулке Грушовом СНТ нет ливневых стоков, вода собирается в трубы, которые выведены на склон. А жителям многоквартирников сообщили, что у их домов отсутствует водоотведение, его вообще не построил застройщик. Мол, сами виноваты, ваши проблемы.

Деревья висят на корнях и в любое время могут упасть вниз

Ситуацию усугубляют аварийные деревья, которые растут на склоне. Люди писали в администрации двух районов: Центрального и Хостинского. Граница районов проходит как раз по этой горе, но сами власти не могут определиться, чей это склон.

Движение оползня началось 6 февраля, к домам начали падать деревья. 9 февраля склон поехал и завалил вход в дом № 194/16. Всю ночь с 9 на 10 февраля на месте оползня работала городская служба спасения, разгребали заваленный селевыми массами подъезд. Объявили режим локальной ЧС. С утра на месте были все ответственные лица, городские СМИ, работа кипела. Людям предложено было переселиться в пункт временного размещения, они, естественно, отказались.

Дом якобы обследовали, но его конструкции не пострадали. А потом наступила тишина, оперативные службы разъехались — и жители снова остались один на один со стихией. К дому без резиновых сапог пройти затруднительно даже после того, как там якобы всё убрали.

— Обещали «керхером» помыть нам тут всё, но, видимо, передумали. Ходишь и чавкаешь обувью. Можно поскользнуться, — говорит проходящий мимо мужчина и тяжело вздыхает.

После ликвидации последствий

Грохот был страшный

Очень странно построены все три дома 194 на улице Пластунской. Подъезды находятся сзади зданий и упираются как раз в опорную стену, которая, нужно отдать должное, выдержала удар стихии, но сдержать оползень ей не хватило высоты. Жуткое, конечно, зрелище. Над головами всех входящих в подъезд висят обрушающийся склон, огромные деревья, которые держатся только на корнях. А камни, которые упали к подъезду, ужасают своим размером. Не дай бог прилетит. Повезло, что оползень сошел днем, когда всё население дома разъехалось по своим делам. Правда, одна женщина всё же чуть не пострадала, услышала жуткий грохот и успела забежать в подъезд.

Подъезды расположены за домами, к ним ведут такие лестницы

— Такой грохот был страшный, а потом удар, что дом содрогнулся. Я побежала вниз — посмотреть, что случилось. А выйти из подъезда невозможно, он весь завален. Соседка стоит с круглыми глазами, ее чуть эта муляка не накрыла. Хорошо, у нас на первом этаже сосед сделал себе выход на другую сторону. Он нам открыл двери, через него ходили. Люди живут на пороховой бочке, — рассказала корреспонденту SOCHI1.RU жительница дома Елена. Людей возмущает то, что представители администрации в своих комментариях подчеркивают: многоквартирный дом на Пластунской, как и все остальные на этой улице, — самострои.

Дома строились там еще до Олимпиады, в 2011–2013 годах, без разрешительных документов, а потом узаконивались через суды. Так на Пластунской на землях ИЖС появился целый квартал разношерстных многоквартирников. Такое тогда было законодательство, говорят жители, что суд подменял собой специальные надзорные органы. Приобретатели жилых помещений не знают, проводил ли застройщик геологические и геодезические изыскания. А теперь и спросить не с кого — застройщик умер.

Жилой квартал на улице Пластунской на землях ИЖС

— Что значит самострой? У нас у всех есть свидетельства права собственности на наши квартиры, которые зарегистрированы через Росреестр. Тогда такой был порядок, через суды. Суд проверял все документы, исследовал их, администрация города пыталась обжаловать решение суда по вводу нашего дома в эксплуатацию, но краевой суд оставил его в силе, — объясняет житель дома Александр. — Люди считают, что таким образом власти пытаются снять с себя ответственность за происходящее: покупали жилье в самостроях, вот теперь сами и решайте свои проблемы. Но не могли же строиться целые кварталы на землях ИЖ незаметно за одну ночь.

Прокуратура Краснодарского края заявила, что проводит проверку, в ходе которой будет дана оценка законности строительства многоэтажного дома, его пригодности для проживания, а также исполнения органами местного самоуправления требований законодательства по защите населения и территории от ЧС. Жители домов на Пластунской очень надеются, что проверка пройдет объективно и под контролем краевой прокуратуры. Общественники тоже на это надеются, поскольку надежды на сочинский надзорный орган у них нет.

Подъезд дома № 194/16

Как власть и прокуратура не замечают самоволки


Председатель общественного гражданского движения «За Сочи!» Елена Негоруца 27 января 2022 года обратилась к прокурору Краснодарского края Сергею Табельскому с жалобой на бездействие прокурора Сочи Вячеслава Овечкина. Еще в ноябре прошлого года на личном приеме у прокурора города представители движения пожаловались на неисполнение служебных обязанностей по пресечению самовольного строительства многоквартирных домов в Сочи прокуратурой, главой города Алексеем Копайгородским и бывшим руководителем Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края Максимом Карпенко. Ответа на свою жалобу от прокурора Овечкина движение так и не получило. При этом все указанные в обращении многоквартирные дома достроены, квартиры в них продаются на всех городских сайтах недвижимости. Прокуроры районов не накладывают запреты на их продажу и не привлекают застройщиков по статье 159 УК РФ, утверждает Елена Негоруца. В своей жалобе представители указали на 20 наглых самоволок, квартиры в которых сейчас продаются.

«Почему застройщиков не привлекают к ответственности за мошенничество, непонятно»

Они вводят суд в заблуждение, нагло продают квартиры, помещения, доли и превращают ИЖС в многоквартирные дома. Что прямо запрещено законом. Они привлекают по этой статье, только если есть обманутые дольщики, — говорит Елена. Если же дом достроен, то и претензий нет. При этом собственники жилых помещений в самоволках не отдают себе отчет, что подвергаются постоянной опасности, проживая в домах без проектов. Уголовные дела не возбуждают, уже год сочинская прокуратура не дает разрешения на проверку строящихся юридическими лицами индивидуальных жилых домов.

— Прокуратура города превратилась в отделение «Почты России». С какой жалобой, особенно по незаконному строительству многоквартирных домов на огородах, ни обратишься, обращение обязательно будет направлено именно в ту организацию, действия сотрудников которой обжалуются, — объясняет Елена Негоруца.

Что касается домов на улице Пластунской, то раньше там была зеленая зона, поскольку геология сложная: склоны ползли и раньше, законных домов там не могло быть. Это одни из первых самоволок в Сочи, говорит Елена. Тогда, в 2010–2013 годах, их было мало, массовое незаконное строительство в Сочи началось в 2017 году. И строительство продолжается после запрета, который был введен в городе в июле 2021 года. Например, на улице Макаренко, недалеко от Пластунской, недавно построили три самостроя-многоквартирника.

Три дома на землях ИЖС на Макаренко

— Они подали три уведомления на ИЖС на одном участке. Мы начали писать с котлована первого дома. Но только сейчас, когда уже отделка закончена, всё сделано, администрация увидела их и пошла в суд. И стройнадзор усмотрел в них именно многоквартирники. В 200 метрах от этих домов такой же оползневый склон, — рассказала Елена.

Это обычная практика, что правовой департамент администрации города подает в суд на превышение параметров застройки, при этом в иске не указывается, что дом является многоквартирным. В суде идет речь о жилом доме на одну семью, просто его хозяин немного превысил этажность.

— Сейчас начни предъявлять претензии к суду, а ему предъявить нечего, потому что нигде не указано, что это многоквартирный дом. Везде говорится о том, что человек получил в то время еще разрешение для строительства индивидуального жилого дома и увлекся. И вместо трех этажей возвел восемь, — говорит Елена. При этом в решениях судов говорится, что при возведении дома ничьи интересы не нарушены. Но это не так, считает общественница. Свидетельства о государственной регистрации дают право собственникам в самостроях распоряжаться жилым помещением и отвечать за его содержание, но поскольку дом не признан многоквартирным, то жилое помещение является частью частного дома, а в этом случае администрация им ничего не должна.

Самострои нарушают права всех жителей Сочи

Самострои нарушают интересы города и всех его жителей. Возрастает неучтенная нагрузка на сети, дороги, учебные и лечебные учреждения. Но главное, что такие дома несут прямую угрозу жизни не только тех, кто в них проживает, но и тех, кто живет рядом. Они возводятся, как правило, без проекта, без геологии, без госнадзора. Там нарушено всё, начиная от сечения арматуры и качества бетона. Елена опасается, что из-за оползня на Пластунской может пострадать весь квартал до реки Сочи, ведь никто не знает длину этого оползня и его реальный масштаб. Но то, что он не остановится, уже и так понятно. Возможно, его остановит опорная стена высотой 5 метров, как строили в советское время, но это огромные деньги. Город запросил финансирование у федерального центра на ремонт опорных стен по всему городу.

— Прокуратура сейчас проведет проверку, поднимут решение суда, а там написано: превышение параметров. Им скажут: вы сами виноваты, что купили в таких домах квартиры. Задача администрации города — не допустить ЧС и гибели людей. Они не допускают, они всю ночь дежурили, расчистили, и на этом всё, — говорит Елена. Общественность добилась внесения в новый генплан Сочи зоны затоплений и подтоплений. Власти после трагедии в Сергей-Поле решили внести в него и оползневые зоны. И как только генплан примут, строить в Сочи будет запрещено. Поскольку участки, пригодные для строительства, давно застроены. К чему приводит застройка русел рек и оползневых склонов, все уже поняли.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем