Город мнение Геракл без рук, два Пушкина и дети с пингвинами. К 185-летию основания Сочи вспоминаем странные памятники

Геракл без рук, два Пушкина и дети с пингвинами. К 185-летию основания Сочи вспоминаем странные памятники

Краевед Владимир Костиников развенчивает популярные сочинские мифы

У сочинцев со знанием истории своего родного города дела обстоят скверно. Символично, что каждый новый мэр курорта придумывает новый день города.

За этой суетливой чехардой то, что через пару месяцев исполняется 185 лет со дня основания Сочи, вряд ли даже кто теперь в городе и вспомнит.

Научные учреждения и общества Сочи, городские музеи за последнее время сообщили в открытых источниках горожанам: найден Грааль, ради которого Гитлер начал войну и поэтому так сильно стремился в 1942 году в сторону Сочи. На горе Бытха убыхи построили 100-метровую статую птицы из чистого золота. На территории Сочи найден древний город Zuzaco (приложена карта, где эта самая Zuzaco («понаехи» обязаны знать, что Цуцака не склоняется!!!) находится в сотне километров от берега моря, а собственно на берегу — карта указывает поселение с удивительно сочинским названием Derbent). Дольмены строили местные жители не только для наблюдений за звездами, но и с целью приковать к ним Прометея. «Научные сотрудники» пообещали сочинцам восстановить утерянный язык убыхов, а затем воскресить и сам народ убыхов! Логично же — зачем нужен язык, если некому на нём будет разговаривать?

Но высшим достижением сочинских подвижников науки стало установление подлинного звучания названия речки Херота, что пару месяцев живо обсуждала не только сочинская, но и вся российская общественность. Это научная новость, которую сочинцы заслужили!

Непрофессиональные краеведы-блогеры тем временем неутомимо клепают сотни опусов на всех сетевых ресурсах, бесконечно переписывая друг у друга «важнейшие данные»: Драчевский выиграл в карты, Квитко изнасиловал, рыба съела малярию, дорогу на Ахун строили 100 дней, Ахунскую башню строили 100 дней. Один из этих деятелей, восторженно считающий себя «лучшим в городе», копнув глубже, сообщил, что в Сочи была Византия, а 500 лет назад ее сменили… убыхи.

Ну и конечно, святой долг каждого знатока сочинской истории — предложить десятки вариантов «переводов» сочинских названий. Памятники и мемориальные доски только ухудшают ситуацию, создают путаницу и прямо обманывают простодушных сочинцев и гостей курорта.

Первый памятник задумали поставить у себя сочинцы в 1903 году. В Адлере и Лазаревке уже были установлены памятники на могилах воинов на месте братской в центре Сочи (ныне Поцелуевский сквер). Это могила, в которой похоронены русские солдаты, участники десанта 13 апреля 1838 года. Из журнала генерала А. М. Симборского известно, что в ходе боя героически погиб артиллерийский офицер Змиев и 29 нижних чинов. В разгар боя они были изрублены шашками при защите орудия.

Вот что писала газета «Черноморское побережье» в номере от 22 января 1903 года:

— … они были погребены в общей братской могиле, на площади, против аптеки Лордкипанидзе, где ныне отведено место под будущие торговые ряды. И только небольшой, едва заметный холмик свидетельствует о том месте, где покоится их прах. Быть может, со временем благодарные потомки, мирно наслаждающиеся прелестями этого дивного ныне уголка, почтут их память постановкой памятника или часовни, — говорилось в статье.

24 апреля 1906 года по поводу установки памятника на месте захоронения воинов был поставлен вопрос в повестку дня городской управы, но дальше предположений не ушел.

В 1913 году П. А. Россиев призывает отметить 75-летие основания Сочи и, «самое главное, сооружение на братской могиле павших воинов достойного памятника».

— Неблагодарность — это не человеческое, а волчье чувство, и город-юбиляр, городское управление Сочи не могут топтать и топтать без конца землю, в которой покоятся кости героев воинов, основателей нашего города! — заявил он. Тогдашняя городская управа ограничилась лишь панихидой. Памятник не был построен.

Памятный знак появился на месте братской могилы погибших участников десанта только в 1988 году, во время празднования 150-летия города Сочи. Это каменный якорь с датами в основании — «1838–1988 гг.» и несколькими небольшими табличками с упоминанием основных событий истории Сочи.

Но! Без указания, что на этом месте расположена братская могила!

Памятный якорь на могиле

Позже над могилой решили откровенно поглумиться. Там установили табличку про то, что это место столкновения революционеров с полицией в 1905 году! Лишили русских солдат, погибших в честном бою, памятной таблички на их собственной братской могиле. Революционерская стычка с полицией оказалась важнее. Приоритеты тут, однако!

Памятник «Якорь и пушка» в год установки

«Якорь и пушка»


Памятник, установленный по инициативе и на средства ротмистра Леонида Федосеевича Долинского 23 апреля 1913 года в память 75-летия основания Сочи. Надпись об этом, сделанная из осколков, объясняла смысл памятника до середины XX века. И вдруг! На памятнике появилась надпись, что он установлен в честь Русско-турецкой войны 1828–1829 годов. Поразительная метаморфоза!

Первым врачом в Сочи считается Аркадий Львович Гордон

Первый врач

Первым врачом в Сочи объявлен Аркадий Львович Гордон. Это совсем уж неприличная история для города, гордящегося историей своих врачей. Первым врачом Сочи был Николай Алексеевич Капацинский. В 1838 году его назначил своим приказом основатель крепости на берегу Сочи Андрей Михайлович Симборский. Кроме лечения ранений, Капацинский много занимался разработкой методов лечения малярии, о чём он написал в «Московский врачебный журнал» большую статью, где много рассказывал и о своей службе в Сочи и Адлере.

После Николая Капацинского до XX века было много военных, гражданских врачей, фельдшеров, акушеров: Тяжелов, Майер, Лашкевич, Левкович, Штейн, Наумов, Абаза, Сеженов, Сиверцов, Тихонович-Мищенко, Пензева, Блавацкий, Есипов, Бахутов, Смирнов.

В начале XX века, кроме Гордона, в Сочи работало больше десятка других достойных медиков. Поразительно, что в «городе медиков» Сочи никто не удосужился заняться поиском подлинных имен первых врачей.

На самом деле автором проекта Верещагинского виадука является другой человек

Верещагинский мост

На самом виадуке есть бронзовая доска, которая утверждает, что автор проекта — Юрий Сергеевич Львов. Но как мы знаем, значительная часть монументов и памятных досок в Сочи — это чистые недоразумения! Сам Львов в своей статье про Верещагинский виадук умудрился ни разу не назвать имя автора проекта. На самом деле автором проекта Верещагинского виадука является профессор, доктор технических наук Николай Михайлович Митропольский.

В августе 1934 года он сдал проект для утверждения в ЦУДОТРАНС, откуда его передали уполномоченному ЦИК СССР А. Д. Метелёву. В августе 1934 года начались земляные работы, а в сентябре — бетонные.

В день открытия Верещагинского виадука имя автора проекта все знали, Николай Михайлович прислал приветствие мостостроителям, но сам не смог приехать. Юрий Львов же был начальником строительства моста. Конечно, он проектировал детали моста, но не был главным проектировщиком. Мне совершенно непонятно, почему имя выдающегося ученого-мостостроителя, профессора, доктора технических наук, автора множества учебников для мостостроителей было стерто из сочинской истории.

Вырезка из газеты 1935 года

Могила Иуды Кошмана


Авторы памятника Кошману считают, что он переселился в Сочи в 70 лет и стал разводить чай на скалах

Нестыковки в биографии одного из известнейших людей в истории Сочи — Иуду Кошмана также распространяются. В 1905 году в возрасте 34 лет он поселился в Солохауле, через пару лет начал создавать там чайную плантацию. Но авторы памятника считают, что это в 70 лет Кошман вдруг решил начать новую жизнь и десять лет в скальном грунте вырубать лунки для посадки чая на площади двух десятин. Десятки сочинских экскурсоводов с удовольствием повторяют эту очевиднейшую нелепицу.

Памятник рыбке-гамбузии в Адлере, ее благодарят за спасение Сочи от малярии

Рыба, съевшая малярию

Во всём мире признают победителем малярии ученого Пауля Мюллера, открывшего инсектицидные свойства ДДТ. За спасение миллионов жизней, в том числе и сочинцев, Мюллер получил Нобелевскую премию. В Сочи рассыпали ДДТ тоннами вручную и с самолетов. Занимались этим по всему югу России ростовские ученые, получившие за уничтожение малярии Сталинскую премию. Но сочинцы ставят и ставят памятники рыбам.

«Золотое руно» у Художественного музея в Сочи

Чужие мифы

В Сочи расплодилось множество памятников героям не наших мифов. В Художественный музей попала археологическая коллекция, найденная в долине Мзымты местным кладоискателем.

Осмотр местонахождения указанных предметов был произведен 23–24 сентября 1997 года археологом из Санкт-Петербурга В. А. Семёновым. Специалисты Эрмитажа датировали находки V веком до нашей эры. Значительная часть клада — предметы конского снаряжения.

Директор Художественного музея, получив данные всех экспертиз специалистов тем не менее захотел, чтобы этот клад стал «Кладом аргонавтов». Так он и экспонируется в музее. Напомню, что в предании о путешествии «Арго» к Фазису (это Грузия, а не Сочи) отразились события веков за XII до нашей эры, а Мзымтинский клад датируют лет на 600 позже. В кладе — сарматское конское, а не греческое морское снаряжение.

Но возле Художественного музея устанавливается «Золотое руно». Зачем Сочи чужая мифология? Но это еще не всё.

На Краснополянском шоссе, поблизости от места находки «Мзымтинского клада». П. Хрисанов установил ещё одного героя мифа про аргонавтов Геракла.

Безрукий Геракл на Краснополянском шоссе

Пикантность ситуации не только в том, что Геракл изначально оказался безруким. На берегу (по мнению П. Хрисанова, на сочинском) Геракл оказался в поисках, пардон, своего любовника Гиласа, ушедшего за водой, но не вернувшегося, потому что его соблазнили нимфы источника. Почему сочинцы должны сопереживать титаническим страданиям Геракла — не понятно.

На площадке перед библиотекой имени Пушкина — два памятника поэту

Парные памятники

Удивительное изобретение сочинцев — ставить рядом пару памятников одному и тому же деятелю. Первой появилась пара Николаев Островских на Курортном проспекте. Один — бюстом-горельефом, другой — полноразмерной статуей. Затем в парке «Ривьера» расположилась пара Хлудовых. Один в виде бюста, другой в образе королевского мушкетера.

Площадку перед библиотекой имени Пушкина облюбовали два Пушкина. Один — по традиции в виде бюста, другой — полноразмерный поэт.

Забавно, что Хрисанов и тут не удержался, и второму Пушкину добавил под правую рабочую руку что-то из греческой мифологии.

Будут ли дополняться парами другие памятники Сочи — пока неизвестно. Почему Максим Горький на улице Горького стоит с голубями, а не с бюстом М. Горького, почему в Дендрарии стоит только один бюст Худекова, а Худекова — гвардейца кардинала рядом не стоит?

О въезде в зону очень странных памятников предупреждают курортные памятники, расположенные на границе Туапсинского района и Сочи, в Магри.

Непонятный памятник встречает приезжающих в Сочи на границе с Туапсинским районом

Дети в купальных трусиках играют с местными пингвинами. Это ошибка автора, вводящая в заблуждение людей, приехавших в Сочи на автомобилях. Ведь в Сочи находится Северный полюс, а не Южный, потому должны быть изображены не пингвины, а белые медведи.


Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем