Cеребряный призер Олимпиады в Сочи, 7-кратный участник Зимних Игр ответил на все удобные и неудобные вопросы
Альберт Демченко - обладатель серебряной медали на Олимпиаде в Сочи и самый «возрастной» спортсмен среди саночников. Пока он еще не решил, в какой именно ипостаси останется в спорте. За спиной Демченко - 7 Олимпиад, включая сочинскую. Олимпийский «ветеран» рассказал «Сочи Экспресс» о некоторых сторонах «серебряной» победы, командном духе российской олимпийской сборной, своем будущем и о многом другом.
- На Ваш взгляд, могли бы взять «золото» в командном зачете? Насколько Ваши ожидания совпали с реалиями на сочинской Олимпиаде?
- Мы полностью выполнили программу Олимпийских игр. И запланированные медали получили. Но всегда хочется иметь больше, и в плане количества, и в плане качества. На мой взгляд, сборная России свой план выполнила на 100 процентов, но на будущее у нас уже есть планы – это подготовка к следующему олимпийскому циклу и тогда возможно «золото».
Как только заканчивается одна Олимпиада, начинается новый виток - подготовка к следующим Олимпийским играм. На основе того, что достигнуто, строится цель - на следующей Олимпиаде показать еще лучший результат, и по количеству, и по качеству олимпийских медалей.
- Это Ваша 7-я Олимпиада будет ли 8-я, и в каком качестве для вас: зритель, тренер, спортсмен?
Этот вопрос мне задают на протяжении всех Олимпийских игр здесь в Сочи. А если точнее, то начали задавать ранее, до приезда сюда. Ну что сказать, конечно, на восьмых Олимпийских играх вы конечно меня увидите, вопрос: в какой роли? Либо спортсмен, либо тренер или в качестве зрителя – я пока не решил. Посмотрим, как пройдет эта Олимпиада для команды. Больше ничего не могу пока сказать или обещать.
- На сочинской Олимпиаде впервые дебютировал командный состав саночников, не считаете ли Вы, что это - искусственно созданная возможность для команд России и Германии завоевать дополнительные медали?
- Если судить по нашей командной эстафете, то могу сказать, что командная эстафета как новая спортивная дисциплина соревнований, дает дополнительную возможность завоевать медали командам не только сборной России и Германии, но и командам из других стран. К тому же, новая дисциплина мотивирует и обязывает подбирать более ровный состав спортсменов в команде, чтобы экипаж получился сильным - только так можно выиграть командную гонку. Это правило для всех. Поэтому не считаю командную эстафету, которая сейчас появилась в санном спорте, искусственной дисциплиной выгодной лишь для некоторых стран. Командная гонка, а у нас говорят – эстафета, - это очень интересное и захватывающее соревнование. Такая эстафета проходит динамично и с большим энтузиазмом, чем индивидуальные гонки, как со стороны зрителей, так и со стороны самих спортсменов.
- Есть ли у Вас домашний питомец или талисман, который вы возите с собой?
- У меня домашних животных нет. Заводить домашнего питомца я тоже не собираюсь по примеру некоторых западных спортсменов. Животные это очень большая ответственность. А у меня реально нет времени ухаживать ни за кошкой, ни за собакой, ни за млекопитающим, ни земноводным. И за собой, кроме себя самого, я никого не вожу. Талисманов тоже нет, обхожусь прекрасно без них.
- Как Вы относитесь к утверждению, что трасса на соревнованиях была слишком «теплая», поэтому русские победили и взяли «серебро», хотя это могло быть и «золото»?
- Все рассуждения по поводу того, что траса была «теплой» в день наших соревнований неправильны. По поводу качества трассы хочу напомнить, что у нас во всех дисциплинах были поставлены именно на этой трассе новые рекорды в этот день. Это лучшее свидетельство ее качества. Поэтому все разговоры по поводу «теплой» трассы и некачественной трасы – это лишь попытка оправдать себя за невысокий результат.
- Насколько Вы - единое целое со своей командой?
- В командной гонке спортсмен ведет себя иначе. Здесь выступает коллектив и этот коллектив должен быть слаженным, а вся команда - одного уровня подготовки. В каждой команде есть забойщик – это тот, кто задает тон эстафете. У нас в команде забойщик - Татьяна. Эстафета - это здорово, она объединяет команду. Индивидуальный вид спорта, в котором мы привыкли бороться каждый сам за себя. И здесь только эстафета может объединить в одно спортсменов одно целое, в одну команду, в которой мы как один боремся за медали и за победу.
- В чем привлекателен лично для Вас санный спорт, что Вы так долго остаетесь частью российской сборной?
- Конечно, адреналин. Я давно с санном спорте и яркое ощущение адреналина в крови у меня уже смазывается. Адреналин стал привычным состоянием. Тут надо понимать разницу, что одно дело кататься на санках с горки, другое - по трассе. Спорт же для меня каждый день – адреналин. Поэтому мне очень нравится кататься на санях и, наверное, уже сложно отказаться от ощущения адреналинах в крови. Кто-то пытается добиваться такого состояния путем проигрыша крупных сумм денег в казино. Кто-то разбивает машины или другим способом достигает адреналиновой эйфории. Я катаюсь на санях, и мне это нравится.
- Бытует мнение, что трассу строят под определённых спортсменов и команд бобслеистов, так ли это? Сочинская трасса создана под российских бобслеистов?
- Все трассы строятся не под кого-то. Они строятся под рельеф склонов, на которых расположены. То есть, проще говоря, какой склон, такая трасса. Невозможно склон и трассу подстроить под какого-либо спортсмена - это нереально. Склоны везде разные, потому и трассы отличаются друг от друга. Единственное, чем можно варьировать на соревнованиях – это качество льда. В скелетоне, как и в бобслее, есть такое понятие – «единый металл». Каждая страна имеет свои наработки по определенным маркам стали, используемой для саней. Вот здесь «под спортсменов» можно подготовить только качество и температуру льда и поработать с виражами.
Что касается сочинской трасы, у нас созданы самые оптимальные условия для всех спортсменов. Кстати, средняя температура льда по протоколу соревнований была от - 4 до - 5 градусов. Такая температура люда – самая оптимальная для спортсменов как немецких, итальянских, канадских, так и российских, поэтому не стоит говорить, что мы подстраиваем наши трассы исключительно под своих спортсменов. Еще раз повторю: трассу не строят под спортсменов, трасу строят под профиль горы.
- На своей, отечественной, Олимпиаде легче выступается или тяжелее?
Выступление на «домашней» Олимпиаде – это двойная ответственность. Во-первых, большая ответственность перед своей командой, во-вторых, это ответственность перед страной, перед зрителями, перед близкими. Когда ты выступаешь в другой стране, то и сама мысль, что за тебя болеют и на тебя возлагают надежды, какая-то отстраненная. Когда соревнуешься «дома» - это двойное психологическое давление. Ведь все хотят выступить как можно лучше, не подвести свою страну, своего тренера, свою команду и своих болельщиков, плюс еще накладывается стремление победить во что бы то ни стало. Тут понимаешь, что четыре предыдущих года готовился отработал и это большой труд, потому хочется показать максимальный результат – все, на что способен. Главное, чтобы страна за которую ты выступаешь, дала тебе возможность выступать.
- Как обычно отмечаете победы?
Особо никак. У меня была операция на печени около двух лет назад. Побед спиртным я не отмечаю. Обычно с друзьями мы садимся, разговариваем, вспоминаем, как выступали на различных соревнованиях, какие у нас были ситуации…
- Имеют ли для Вас значение «медальные» деньги?
- Для спортсмена главное - не деньги, а достойное выступление на соревнованиях. Главное – это зарабатывать медали. То, что к этим медалям «присоединяется», не столь важно. О деньгах мы не думаем, потому что если ты начинаешь думать «вот я сейчас заработаю такую медаль и это столько то денег, а другую – столько», то при таком подходке медали вообще никакие не получаются.
- Есть ли для Вас особо памятная медаль, самая дорогая?
- Все медали памятные и очень приятные. Все Олимпиады запоминаются, потому что это очень серьезные соревнования и для спортсмена - это пик спортивного мастерства, пик его совершенства. Всех спортсменов, выступающих на Олимпийских играх, я считаю героями, потому что они смогли пройти тяжелый путь отбора, попасть на Олимпиаду и выступить.
- Как Вы относитесь к тому, что одни спортсмены сходят с дистанции Олимпийских соревнований, сославшись на травму, как, к примеру, Плющенко, а другие, как Кристина Ковальчик, продолжают соревнования даже несмотря на переломом ноги лишь потому, что за ними стоит команда, которую они не могут подвести?
- Я считаю, что любой спортсмен рискует своим здоровьем, своей жизнью. То, что Кристина «откатала» соревнования с переломом - это и большой риск и огромное мужество. А вообще не хочу комментировать этот вопрос, он неприятен для любого спортсмена. Если человек травмировался на разминке, зачем он будет выезжать на соревнования и усугублять травму?! Победы это все равно не принесет. Такое бывает, травмы случаются на тренировках, и винить человека за то, что он травмировался, и сошел с дистанции соревнований - это неэтично.
- Как Вы относитесь к высказываю Жириновского о том, что в спортивной карьере спортсмена не должно быть более двух Олимпиад?
- Жириновский, конечно, крутой политик и мне сложно комментировать его высказывания по поводу квоты на количество выступлений на Олимпиадах. Возможно, в ответ я бы внес предложение рассмотреть срок нахождения депутата в Госдуме или главам партий на посту - не более одного срока.
- Альберт, Вы для начальства неудобный человек?
- Я и для СМИ неудобный, потому что иногда вам такие комментарии даю, которые воспринимаются в штыки.