22-летний сноубордист Николай Олюнин завоевал в Олимпийскую копилку России 19-ю медаль - «серебро» в сноуборд-кроссе
С виду Николай самый простой красноярский парень: небольшого роста, симпатичный, любит пошутить и хохмач. Про таких парней девушки говорят: «обаяшка». ВКонтакте у него более тысячи друзей, среди которых немало поклонниц. После победы телефон не умолкает и постоянно на зарядке - столько к нему сейчас внимания, Но были времена, как говорит Николай, когда никто и не смотрел в его сторону. Интересно, что во время интервью с Николаем шел полуфинал среди женщин в гигантском слаломе и землячка Олюнина – Алена Заварзина в гигантском слаломе среди женщин ринесла российской сборной еще одну медаль - «бронзу». Николай при этом пошутил: «Каша-то победила»…
- Если не секрет, почему «каша победила»?
- Не секрет! В день, когда я заработал «серебро» мы вместе с Аленой завтракали. Я такой накладываю себе кашу геркулесовую, а она смеется надо мной и говорит: «Чего это ты ешь кашу геркулесовую? Она же невкусная? Вон сколько всего другого». А я ей: «Типа она полезная, пусть невкусная. Надо есть кашу, Олимпиада ведь». Она похохотала и пошла взяла яичницу. Сегодня - день ее соревнований. Опять встречаемся на завтраке. Снова ходит, смотрит, выбирает, что съесть, а я ей: «Пойди кашу то возьми!» Смотрю, насыпала себе полную тарелку, сидит, ест. Все съела, вот и победила. Тоже, как мне, каша помогла! Выходит, что правильно детям говорят: «Ешь кашу, сильным будешь» и «Геркулесовой» не просто так назвали.
- Николай, Вы сказали что не любите овсянку, но благодаря ей победили, а что любите из блюд? Может сами готовите?
- Когда приезжаю в Красноярск со сборов, по дороге домой за 15 минут звоню маме и говорю: «Все, начинай!». Она уже знает, о чем я: достает вареники из холодильника и начинает их готовить с луком. Вареники с картошкой и луком – мое любимое блюдо. У меня даже есть такая маленькая мечта о маленькой кафешечке с варениками, если конечно денег на это хватит…
- Как ощущения в роли первого «серебряного» сноуборд-первопроходца России?
- Я пока не понял. Второй день сижу возле микрофонов, говорю на камеры, вспышки везде. Только проснулся с утра - уже камерами в лицо, даже толком с матерью не поговорил. Если честно, хочется отдохнуть, полежать на кровати. Телефон постоянно на зарядке – разрывается. У меня столько сообщений, что не успеваю отвечать и даже не понимаю, кто звонит. Масса незнакомых номеров. Только начинаю записывать номер, другой звонок, и еще, и еще… И так бесконечно. Наверное, пойму и осознаю только тогда, когда все «устаканится», время пройдет, и я отдохну дома. Пока одни нервы. Вроде улыбаюсь, но публичность мне уже надоела. Хочется уехать поскорее домой, и маленько отдохнуть.
Хотя многие мне написали в Интернете, что благодаря моей победе они загорелись и захотели пойти в сноуборд. Гордятся тем, что доказал, что и наши русские ребята тоже могут добиваться хороших результатов в сноуборде. Народ, действительно, после моего «серебра» проявил интерес к сноуборду.
- Выходит, Олимпиада для Вас как для зрителя проходит мимо?
- Не совсем. Через 2 часа хоккей, вот туда и рвусь болеть за «наших» (разговор велся 19 февраля, до начала матча Россия-Финляндия – прим. журн.). Хоккей люблю и сам играю уже год. У нас в Красноярске есть хоккейная команда «Зубры», там я «нападающий», когда есть время – с ними. Но там никто со мной не осторожничает, хотя все знают, что я поехал на Олимпиаду.
- После сочинской Олимпиады планы строите на другие Игры, или, например, на Универсиаду-2019?
- Это же куча лет! Неизвестно, что со мной будет! Но если жив останусь и пригласят, конечно, выступлю.
- А есть ли талисман, который помогает побеждать?
- Мама дала мне в мешочке два освященных в церкви хлебца-причастия. Перед соревнованием, как и полагается, помолился, перекрестился, съел натощак. В «Розе Хутор» купил иконочку Николая-чудотворца. Когда покупал, батюшка говорит: «Дай с тобой сфотографируюсь. Выиграешь, а у меня уже будет фото с олимпийским чемпионом».
- Как условия жизни для спортсменов в горном кластере?
- Живем, на самом деле, хорошо. Условия замечательные. Автобусная остановка - буквально в 10 метрах. Автобус ходит каждые 2 минуты. Все очень удобно и компактно. Сделано под спортсменов. Насчет трассы: хороша! Даже когда шел дождь, трасса была просто великолепна. В солнечную погоду такой трассы не бывает. Организаторы сделали все, чтобы эти финальные соревнования прошли удачно для всех.
На Ваш взгляд, краснополянская трасса может стать основной тренировочной площадкой для российских сноубордистов?
- Спортсмены уже обратили внимание на Красную Поляну как на прекрасную тренировочную базу. Многие, кто был здесь 5 лет назад, сегодня смотрят большими глазами на все что здесь появилось и одним словом - «ВАУ»! Кто-то уже говорит, что приедет сюда обязательно на следующий год тренироваться. Другие мечтают вернуться сюда с командой на тренировки, потому что условия здесь просто безупречные. Я не знаю, не уверен, будем ли мы тренироваться здесь после Олимпийских игр, потому что в России очень дорого тренироваться. В Европе дешевле, по крайней мере, нам всегда так говорят. Мы летаем в Швейцарию, в Австрию, там тренировочные сборы обходятся в два-три раза дешевле. Лично я с удовольствием бы всегда тренировался на «Розе Хутор». Именно для сноуборд-кросса условия для тренировок в Красной Поляне - самые лучшие в мире.
- Все-таки сноуборд опасный вид спорта, Вам не страшно?
- Любой вид спорта травматичен и связан с риском, взять тот же хоккей. Когда нападающий бьет по шайбе, вратарю в лоб она летит со скоростью 160 км. Кажется, так тут и «ляжешь». Все дело техники. Не вижу никаких проблем. Сегодня меня спросили, боюсь ли я прыгать?! Я не задумываюсь об этом. Если бы думал, наверное, было бы страшно, а так, как рыба в воде. Владею сноубордом хорошо. Контролирую себя на трассе.
- Могли бы взять «золото»?
- Пьер Вольтье - это очень и очень опытный райдер. Он катается лет десять и выиграл не один Кубок мира. Ему проиграть не зазорно. Я не допускал ошибок, но у него опыта больше. Кстати, он сказал в комментариях, что если бы он встретился до финального заезда со мной, то я мог бы его «вышибить»… Это самый лучший комплимент мне!
- После красноярских морозов в минус 35, в «жаркие, зимние, твои» в Сочи с температурой под плюс 20 как выступалось?
- Очень жарко, действительно. Костюмы у нас непродуваемые, а на улице +18. Стартуем, приезжаем вниз и просто насквозь потные. Хочется все снять, расстегнуться, а нельзя. Это небольшой дискомфорт. А природа здесь очень красивая. Просто не выпускаю фотоаппарат из рук, все фотографирую, фотографирую, фотографирую… В городе правда не был, не успел.
- Как так вышло, что с Красноярска столько медалистов на Олимпийских играх? В чем секрет такой «спортивности» региона?
- Для нас там построили большой спортивный комплекс и отличную базу для тренировок. Кстати, я там провел кучу времени в огромном тренажерном зале, когда проходил реабилитацию после 4 травм. И хотя сам не тренируюсь в Красноярске, но о нашей спортивной школе много раз слышал хорошие отзывы от земляков. Теперь там молодежи много. Тренируются с утра до вечера. Большие вложения, большая отдача.