В Абхазии сегодня в ночь отмечают один из главных праздников — Ажьырныҳәа. Спрос на молодых петухов вырастает в республике существенно — их специально выращивают к празднику: всë из-за традиции приносить в жертву по одной птице на члена семьи.
Праздник связан с божеством кузни и кузнечного ремесла Шьашәы, которое занимает особое место в пантеоне абхазских богов, уступая по важности, наверное, только верховному богу Анцәа.
Ажьырныҳәа или «кузня-святилище» — у абхазов издревле считается семейным святилищем рядом с родовым дом, где приносили жертву божеству Шьашәы, присягали и давали обеты.
Священными считались и кузнечные инструменты: наковальня, щипцы, молот — так называемые «три руки» (хнапык). Они передавались из поколения в поколение.
И сейчас в ночь Ажьырныҳәа, которая совпадает с празднованием Старого Нового года, с 13 на 14 января, большинство абхазских семей совершает моление с жертвоприношениями у семейных святилищ. Последовательность и основные ритуальные действия одинаковы у всех семей.
В ночь с 13 на 14 января все члены семьи собираются в родовом доме и готовят жертвенную пищу — режут козла белой масти (в некоторых семьях — бычка), для каждого члена рода режут молодого петуха и пекут лепешки с сыром. А потом мужчины семейства идут в кузню, там становятся на колени, а кузнец или глава семьи, сняв шапку, зажигает свечу, бросает ладан на раскаленные угли и просит своего покровителя ниспослать ему и его семье здоровье и долголетие. После этой молитвы он отрезает по кусочку от печени и сердца зарезанной скотины и петухов и кусочек пирога и сжигает всë это на углях. Потом отрезает от тех же частей другие куски и дает каждому члену семейства, которые, съев доставшуюся им часть, запивают вином по три глотка. Окончив таким образом обряд, пищу выносят из кузницы в дом, куда хозяин приглашает соседей и с ними пирует всю ночь во славу Шьашәы, сообщает «Апсныпресс».