Страна и мир «Может создать дополнительные риски». Власти объяснили, почему невозможно запустить паром между Сочи и Трабзоном

«Может создать дополнительные риски». Власти объяснили, почему невозможно запустить паром между Сочи и Трабзоном

Администрация курорта настаивает — сейчас не время и нет необходимости

По всей вероятности в Турцию придется ехать по старинке — самолетом или автомобилем через Грузию и Армению | Источник: Артем Устюжанин / MSK1.RUПо всей вероятности в Турцию придется ехать по старинке — самолетом или автомобилем через Грузию и Армению | Источник: Артем Устюжанин / MSK1.RU

По всей вероятности в Турцию придется ехать по старинке — самолетом или автомобилем через Грузию и Армению

Источник:

Артем Устюжанин / MSK1.RU

Запуск парома между Сочи и Трабзоном, который обещали много лет, неожиданно стал камнем преткновения между бизнесом и властью. Напомним, официальная позиция властей Краснодарского края категорична: запускать международное грузопассажирское паромное сообщение в порт Сочи сейчас нельзя. Речь идет не об отказе от морских проектов в целом, а о неготовности и серьезных рисках на текущем этапе. Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев назвал первый тестовый рейс «SEABRIDGE» «недопустимой ситуацией» и заявил, что он не был согласован с властями.

На что предприниматели выступили к открытым письмом к главе региона, в котором руководство Морской компании ООО «СВС Шиппинг» заявило, что запуск паромной линии был согласован о всеми службами и властями, в том числе с краевыми. И его ждет все бизнес сообщество Сочи. Накануне многие СМИ написали, что в турецком порту открыты продажи на первый рейс, который должен якобы состояться 29 октября. Мы обратились с запросом в администрацию Сочи, чтобы окончательно понять, что происходит. Но сначала об истории вопроса.

Возобновить навигацию пытались много раз

Грузопассажирское паромное сообщение между Сочи и Трабзоном открылось в 1993 году. Из Турции по морю на российский курорт в том числе доставляли сельскохозяйственную продукцию. В 2008 году интенсивность перевозок стала постепенно сокращаться и полностью прекратилась в сентябре 2011 года. До 2014 года было предпринято несколько попыток возобновления навигации, однако требования безопасности при подготовке к Олимпиаде в Сочи не позволили это сделать.

В 2014–2015 годах также предлагалось возобновить грузопассажирское паромное сообщение на линии «Сочи — Трабзон». Соответствующие официальные письма с рекомендациями направляли в администрацию Сочи Министерство транспорта РФ и Ространснадзор. Тогда власти курорта посчитали нецелесообразным восстановление морского паромного сообщения в целях приема и обработки судов с накатными грузами. Главным аргументом стал тот факт, что инфраструктура новой круизной гавани Сочинского морского порта не способна принимать и обрабатывать грузы, она предназначена только для пассажирских и круизных перевозок. В качестве другого серьезного аргумента приводились технические характеристики прилегающих к порту автомобильных дорог Центрального района, которые не предназначены для интенсивного передвижения грузового транспорта: их выход неминуемо повлечет перегруженность улично-дорожной сети, скопление транспорта, аварийными заторовым ситуациям.

Веским основанием для отсрочки реализации идеи запуска парома в прошедшие годы являлось, и остается сейчас, отсутствие в порту Сочи необходимых условий для осуществления контрольных и досмотровых процедур, подчеркивают в администрации. Кроме того, все иностранные суда должны получать разрешение ФСБ для захода в российские порты.

Также отмечалось, что возобновление грузопассажирского паромного сообщения «Сочи — Трабзон» для поставки импортной плодоовощной и пищевой продукции и доставки грузов сельскохозяйственного назначения в Сочи не требуется. А в администрации Сочи предполагают, что именно поставка овощей и фруктов — конечная цель предпринимателей, хотя они это опровергают. Краснодарский край — это крупнейший аграрный регион России и он обеспечивает курорт всеми видами сельскохозяйственной продукции круглый год. Кроме этого, на в Сочи есть все условия для развития собственного субтропического сельского хозяйства. Таким образом, ввоз турецких продуктов может нанести экономический ущерб российским производителям, считали в администрации.

Попытки возобновить паромное сообщение между Сочи и Трабзоном предпринимались неоднократно и после 2015 года. Сообщения о запуске навигации появлялись в СМИ регулярно, их инициаторами были как турецкая, так и российская сторона. Но они так и остались попытками. Назывались разные причины: то не готово судно, то карантин из-за коронавируса, то геополитические потрясения. Но власти, как краевые, так и городские, никогда ничего не комментировали. А их позиция не изменилась с 2015 года.

Без согласования с властями

Весной 2025 года администрация Сочи провела совещание, посвященное вопросам межведомственного взаимодействия в возобновлении морского паромного сообщения. В протоколе снова зафиксировали мнение представителей силовых структур и правоохранительных органов о недостаточной готовности портовой и городской инфраструктуры к приему иностранных грузопассажирских судов. В частности, это касается Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю, ФСО, а также Сочинского центрального таможенного поста. Таможенники сказали прямо, прежде чем запускать паром, нужно оснастить морской пункт пропуска мобильным инспекционно-досмотровым комплексом.

Власти Сочи снова заявили о нецелесообразности запуска грузопассажирского парома. Приводим их аргументы:

  1. Увеличение количества грузовых автомобилей на улично-дорожной сети Центрального района приведет к повышенной нагрузке на дорожное покрытие, что может вызвать его преждевременное разрушение. Особенно уязвимы улицы Кипарисовая, Пластунская, Конституции СССР, Курортный проспект, Горького и Несебрская.

  2. ​ Ширина и радиус закругления проезжей части в центре курорта не соответствуют требованиям для интенсивного движения грузового транспорта. Это создает риск аварий и угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.

  3. Маршруты следования грузового транспорта проходят через густонаселенные районы города, что приведет к значительному шумовому загрязнению. Это вызовет негативную реакцию со стороны местных жителей и гостей города.

  4. АО «Морпорт» расположено в историческом центре Сочи, где в вечернее и ночное время наблюдается интенсивное пешеходное движение в пешеходной зоне торгового центра «Гранд Марина» и нового морского порта. Проезд грузового транспорта по данной территории ухудшит санитарное состояние и негативно скажется на имидже города.

Власти также подчеркивают, что официального согласования с силовыми структурами по вопросу устранения замечаний, касающихся неготовности портовой и городской инфраструктуры к приёму грузопассажирских судов, не получено. На морском таможенном пункте пропуска до сих пор нет мобильного инспекционно-досмотрового комплекса.

— Также планируемое открытие паромного сообщения между РФ и Турцией может существенно повысить уязвимость системы пограничного контроля Сочи и создать дополнительные риски, связанные с несанкционированным провозом опасных, запрещённых и потенциально вредоносных материалов, — говорится в ответе на запрос редакции.

В администрации Сочи подчеркивают, тестовый рейс парома «SEABRIDGE» из Трабзона 16 октября не был принят в порту Сочи, что, на их взгляд, подтвердило невозможность обеспечения необходимого уровня безопасности.

Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев заявил, что инициатор перевозок получил разрешение в Росморречфлоте и отправил судно на российский курорт без согласования с властями региона. Губернатор также указал, что морское судно «SEABRIDGE» может перевозить до 200 легковых и грузовых машин, которые должны проходить тщательную проверку. Организовать необходимые процедуры в порту Сочи сейчас просто невозможно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE4
Смех
TYPE_HAPPY1
Удивление
TYPE_SURPRISED0
Гнев
TYPE_ANGRY6
Печаль
TYPE_SAD3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
21
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления