Экология Экономика Пляжей не будет вообще. Почему в Сочи не нужны марины за миллиард рублей

Пляжей не будет вообще. Почему в Сочи не нужны марины за миллиард рублей

Спросили активистов и экологов, что они думают о масштабном проекте по созданию сети стоянок для яхт с высотками

В морской акватории Адлерского района очень сложный рельеф — сплошные каньоны

Сейчас в Сочи активно пиарят строительство 12 яхтенных марин стоимостью 1 триллион рублей, которые планируют возвести в рамках федеральной концепции развития яхтенной инфраструктуры в Азово-Черноморском регионе. Свои концепции развития яхтенного туризма разработаны на региональном и городском уровне. В новом Генплане, работа над которым ведется, заложено строительство четырех марин: «Южный риф» в Адлере, «Лазаревская» в поселке Лазаревское, «Каньон Прохладный» в поселке Головинка, «Водопадная» в поселке Совет-Квадже. Марину в Головинке уже начали строить. По сообщению пресс-службы Сочи, сейчас на курорте действуют два объекта яхтенной инфраструктуры — «Гранд марина» в центре города на 300 мест и Имеретинский порт на 70 мест.

Акватория Сочи является наиболее развитым на Черноморском побережье Кавказа центром яхтенного туризма и существующих марин для дальнейшего развития этого вида спорта недостаточно, считают разработчики проекта. Особенно крупный объект — «Южный риф», для него планируют создать сто гектаров искусственной территории в море и на ней построить марину, отели и бизнес-отели на 10 тысяч номеров. В бизнес-центр можно перенести проведение деловых мероприятий, разгрузив тем самым центр Сочи, считает генеральный директор ГК «Альянс Марин Групп» в Сочи Ольга Шебзухова. Предполагается, что марина для яхт станет дополнительным транспортно-пересадочным узлом, предполагается наконец запустить морское такси. «Южный риф», судя по информации сайта «Альянсмарин.рф» будет построен рядом с Адлерским железнодорожным вокзалом в сторону Сочи. В этом районе почти нет жилья, но доступ к пляжам перекрывает железнодорожная инфраструктура. К будущей строительной площадке даже невозможно проложить дорогу. Люди там ходят по надземному пешеходному переходу.

Пешеходный переход над железнодорожными путями к микрорайону Голубые Дали в Адлере

Получается, что железная дорога полностью закрывает все подъезды к морю в районе многих километров вдоль берега. Каким образом разработчики планируют выходить из этой ситуации, непонятно. Не очень понимают, как будет выглядеть марины, на самом деле и местные власти. По крайней мере, на летних встречах по обсуждению нового генплана Сочи на вопросы жителей Адлера по строительству марины ничего внятного не отвечали. Приказало правительство развивать яхтенную инфраструктуру! Значит, надо ее развивать!

Железнодорожный узел Адлерского вокзала в районе предполагаемого строительства марины

«Мы — люди, пережившие олимпийское строительство»

Жители Адлера на встречах по обсуждению нового генплана города негодовали из-за строительства марины «Южный риф». Центр района перенаселен, дороги узкие — две машины не всегда разъедутся, пробки, которые теперь не исчезают даже зимой, тысячи отдыхающих. Адлерцы пережили олимпийское строительство и вполне понимают, что это такое.

Коренной житель Адлера Александр Викторович в беседе с корреспондентом SOCHI1.RU предположил, что для такой большой стройки нужно полностью снести целый квартал вплоть до улицы Ленина. Каким образом подвозить строительные материалы на площадку, непонятно. Как строить на небольшой свободной полоске, даже если там хотят отсыпать новую территорию.

— Мы — люди, пережившие олимпийское строительство. Мы знаем, как выполняются обещания! Они хотят разгрузить Сочи и проводить мероприятия в Адлере. У меня вопрос, а они давно здесь были? Или они думают, что в их отелях в маринах будут отдыхать богачи, которые станут передвигаться только по морю и исключительно на яхтах. Ничего не получится, для такого строительства нужно снести всё вокруг вокзала и только тогда строить. Они не зря весь центр и прибрежный кластер в новом генплане отнесли к рекреационной и общественно-деловой зоне. Это сделано для того, чтобы нас выселить и строить тут всё, что заблагорассудится, — говорит Александр Викторович.

Адлерцы опасаются, что они не смогут свободно распоряжаться своими участками: продавать, реконструировать дома, строить новые. Их по дешевке, за кадастровую стоимость, вынудят продать свою землю муниципалитету, как раз под марину или под что-то еще. Кстати, жители Адлера заметили, что кадастровая стоимость их собственности снизилась.

Шикарный проект «Южного рифа»

«Возмущению жителей нет предела»

Председатель общественного движения «За Сочи!» Елена Негоруца рассказала корреспонденту SOCHI1.RU, что на последней встрече по разработке генерального плана курорта она задавала вопрос первому заму мэра Александру Свириденко и директору департамента архитектуры Дмитрию Литвинцу: какие правовые основания есть для включения марин в генеральный план? И какие законные основания вообще для строительства? Но ответов так и не получила.

— Возмущению жителей нет предела. Там очень много законов нарушаются при их строительстве. В первую очередь — санитарная зона моря, в которой запрещены такие стройки. У них на руках сейчас есть только одно — концепция развития яхтенного туризма на Азовском и Черном морях. То есть для строительства многоэтажных отелей, бизнес-центров нет оснований и законом это запрещено. Может быть марина, но на ней ничего не должно быть. Это стоянка для яхт как в морпорту Сочи, — говорит Елена.

Активисты пытались получить ответы на эти вопросы через депутата Госдумы РФ Константина Затулина, но даже ему не ответили ничего внятного. Елена утверждает, что рельеф морского дна в Адлере сильно отличается от дна моря в других районах, там впадина и отсыпать новую территорию просто нереально.

— Она начинается от Имеретинки, там резкий уклон. Поэтому они не смогли у адлерских очистных сооружений сделать нормальный глубоководный выпуск. Они не учли рельеф дна, и шторм сорвал трубу. Даже если не брать во внимание интересы местных жителей и отдыхающих, нужно вспомнить Дерипаску и его грузовой порт, он же так и не смог его построить, — говорит Елена.

А морское такси, которые обещают запустить авторы проекта, вообще несбыточный прожект. Кроме того, для его запуска ничего не нужно строить, всё уже есть. Наверное, многие забыли, а кто-то вообще не хочет вспоминать, что в Сочи к Олимпийским играм еще в 2012 году ФГУП «Росморпорт» построил несколько пассажирских терминалов — в Адлере, сейчас он оказался в Сириусе, в Лазаревском, Лоо, Дагомысе, Мацесте и Хосте. До 2012 года об их строительстве активно писали, а потом — тишина. Морское такси даже участники и гости игр не увидели. В результате миллионы бюджетных рублей на ветер. А в Дагомысе самый лучший кусок пляжа отдали под пассажирский терминал, так он и стоит закрытым уже 10 лет. Елена Негоруца предполагает, что кому-то нужно срочно вложить деньги, которые были выведены из-за границы, а то они лежат мертвым грузом.

Из-за строительства грузового порта в Имеретинке прекратилось естественное намывание гальки на пляжи в Адлере и Сириусе, их теперь всё время нужно отсыпать

Столько яхтенных марин в Сочи не нужно

Эколог, член Совета при губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека Евгений Витишко считает, что прежде чем говорить о развитии яхтинга на Черноморском побережье, для начала нужно реанимировать яхтенные школы, часть которых развалилась, часть дышит на ладан, а не строить марины и гостинично-развлекательные комплексы в море.

— Был уже проект — остров Федерации, были проведены изыскания. Его тоже хотели строить напротив Имеретинской низменности. От этого проекта потом отказались, потому что там каньон, сколько нужно высыпать там строительного мусора и создать основу этих островов и дальше переходящих гидротехнических сооружений, я даже боюсь это представить. Такой каньон находится между Мзымтой и Псоу и напротив реки Шахе, где они хотят тоже строить марину, — рассказал Евгений.

Он считает, что строительство марин недалеко от русел рек может вообще привести к исчезновению пляжей на всей территории Большого Сочи. Эколог также привел в качестве примера Имеретинский порт, который разделил реки Псоу и Мзымту, и перекрыл естественное намывание пляжей в Адлере и в Сириусе, теперь их нужно постоянно отсыпать — за счет бюджета, естественно. А порт так и стоит, разве что олигархи припрятали там свои яхты, которые успели вывести из-за границы. Кроме риска исчезновения пляжей, такое вмешательство может окончательно поставить крест на восстановлении рыбной ценности Черного моря.

— Неразумно на таком небольшом расстоянии делать такое количество яхтенных марин. Это связано с рисками негативного влияния на Черное море. Потребностей в таком количестве стоянок для яхтинга нет, как и нет никакой логистики, проблема с пробками, мусором. То отношение, которое было к олимпийским объектам в Сочи, что первыми шли строители, потом проектировщики, потом изыскатели. Это уже перевернуло с ног на голову всё отношение к науке. Пример — сочинские ливневки, и сейчас мы тратим больше на защиту сооружений от опасных геологических и гидрометеорологических процессов, чем на строительство самих объектов, — говорит Евгений.

Еще один пример некачественного строительства — развязка аэропорт — Адлер — Имеретинка; мало того, что важнейший транспортный узел не справляется с нагрузкой, там бесконечные пробки, но еще он построен так, что дорогу постоянно затапливает. Страшно подумать, что будет, если в море некачественно построят целый остров!

— Элементарное мы не можем, а на такие проекты замахиваемся и лезем в море, где ничего не понимаем. Такие проекты всегда были, часто привлекаются государственные деньги на проектирование, но потом ничего не происходит. Если это будет действительно инвестиционный проект, может, один какой-то выстрелит для ребят, которые раньше ставили яхты в Европе, но не в таком количестве, — заключил Евгений.

Мы не знаем, сколько жителей России ломают сейчас голову над тем, где поставить свои яхты. Наверняка очень маленький процент. А вот строительство апарт-отелей в море — это другой вопрос. Тогда бы сразу и называли вещи своими именами, а не маскировали их под марины. Такой потребности в стоянках для яхт в России не будет, и эти дорогостоящие проекты могут вообще никогда не окупиться.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем