Дороги и транспорт летопись Ударили автопробегом по бездорожью. Расскажем об организованной принцем Ольденбургским гонке из Новороссийска в Гагры

Ударили автопробегом по бездорожью. Расскажем об организованной принцем Ольденбургским гонке из Новороссийска в Гагры

Ее участники показали возможности автомобильного сообщения вдоль Черноморского побережья Кавказа

Организатор пробега принц Александр Петрович Ольденбургский возле автомобиля-участника

21 сентября 1911 года начался замечательный автопробег, организованный Александром Петровичем Ольденбургским, из Новороссийска в Гагры. Руководил состязанием вице-президент Российского императорского автомобильного общества флигель-адъютант В.В. Свечин. Из 29 автомобилей, стартовавших из Новороссийска, в Гагры прибыло 26. У одного авто сломалось колесо, а два других перевернулись на крутых поворотах. Седоки отделались только ушибами.

Участник пробега, издатель журнала «Автомобиль» Андрей Платонович Нагель в рассказе об одной из аварий сообщал, что он обогнал несколько автомобилей на длинном извилистом подъеме, когда на самом перевале сзади его автомобиля раздалось неистовое гудение свистка и крики — и через несколько секунд мимо пронесся с хулиганским шиком автомобиль г. Белобородова, местного автомобильного предпринимателя, управляемый его «шоффером».

— Он так неприлично брал повороты, что мы с Бобошко пришли к заключению, что он должен непременно свалиться. Не успели мы проехать и трех верст, как при въезде в какую-то деревню были остановлены на мосту стражником, бежавшим к нам навстречу. Он, усиленно махая руками, сообщил нам, что дальше на дороге «препятствие». В чём заключалось «препятствие», мы от него не добились и поехали потихоньку вперед. За поворотом мы увидели большую толпу народа и стоявший у дороги, упершись носом в забор, автомобиль Белобородова. Наше предположение оправдалось — он на повороте наскочил на бревно и перевернулся вверх колесами, — вспоминал Нагель. Контролер-офицер был ранен.

— Если этот лучший шоффер г. Белобородова с таким же успехом возил по этой дороге публику, то я понимаю, почему предприятие г. Белобородова не процветает, несмотря на то что ему дано монопольное право автомобильных перевозок по этой дороге. Тотчас же за мной приехало еще несколько автомобилей, и, увидев, что в моей помощи нет никакой надобности, я двинулся дальше, — писал издатель.

Издатель журнала «Автомобилист» Андрей Нагель в автомобиле, на котором участвовал в пробеге

Журнал «Автомобиль», который редактировал А.П. Нагель, публиковал подробные отчеты:

«Телеграммы нашего специального корреспондента о пробеге Новороссийск — Гагры и о верстовой гонке в Гаграх.

Новороссийск. 21 сентября 1911. Из Новороссийска в Гагры выехали «Итала» гр. Орлова-Давыдова, «Минерва» Карышева, «Лорен-Дитрих» Дмитриева, «Металлуржик» Валенского, «Мерседес» Синельникова, «Русско-Балтийский» Нагель, «Лаурин-Клемент» Деринга, «Оптима» Баталина, «Лаурин-Клемент» барона Гана, «Лаурин и Клемент» графа Коловрата, «Уайт» Дедюлина, «Мерседес» Мекка, «Бенц» Эрле, «Бенц» Меллера, «Металлуржик» Нотомб, «Хорх» Стауха, «Хорх» Фаарца, «Форд» Дамаскина, «Лорелей» Новикова, «Лаурин-Клемент» Книрша, «Фиат» Коробаева, «Мерседес» Донье.

Гагры. 23 сентября 1911. Кроме ранее сообщенных машин, на пробег Новороссийск — Гагры записались: «Орикс» 20 сил Белобородова, «Оверланд» 20 сил его же, «Стевер» 13 сил Старосельской. «Адлеры» 17 и 20 сил Збиза, «Бенц» 25 сил Т-ва «Проводник», «Даймлер» 40 сил князя Шаховского, «Бенц» 12 сил Непомнящего, «Форды» Шаш и Дамаскина.

Гагры. 23 сентября 1911. До Аше из пробега выбыли «Форд» Дамаскина, свалился в канаву и сломал колесо. «Хорх» Стауха опрокинулся в обрыв — перелом ключицы, пассажиры целы. «Орикс» опрокинулся, у контролера перелом руки. Дисквалифицирован. Автомобиль флигель-адъютанта В.В. Свечина «Мерседес» ударился об откос, погнул ось, но все-таки поздно вечером прибыл в Гагры. Дорога опасная, узкая, отчаянные крутые повороты, погода чудная.

Гагры. 24 сентября 1911. На верстовой гонке показаны следующие скорости:

Дорожные машины:

«Итала» гр. Орлова-Давыдова — 48 1/5 сек.;

«Даймлер» кн. Шаховского — 39.

Призы присуждены в следующем порядке: гоночные машины: 1-й — Меллеру на «Бенце», 2-й — Донье на «Мерседесе». Дорожные машины: по степени превышения нормальной скорости машины: 1-й — графу Коловрату на «Лаурин и Клемент», 2-й — фон Мекк на «Мерседесе», 3-й — Эрле на «Бенце».

Подробное иллюстрированное описание пробега было помещено в № 18 журнала «Автомобилист»:

21 сентября. Из Новороссийска не все автомобили вышли в одно время. Это произошло из-за того, что накануне старт был назначен Свечиным в 6 ч. утра.

Так как разгрузка с парохода кончилась только поздно ночью, многие участники просили командора фон Мекка назначить выезд позднее. Просьба эта была исполнена, последовало новое распоряжение перенести время старта на 8 ч. Ввиду позднего времени и благодаря тому обстоятельству, что все разбрелись по разным гостиницам, это новое распоряжение для многих осталось неизвестным, и на другой день большая часть участников и все контролеры были уже в 5 час. на ногах. В 6 час. выехала первая партия во главе с В.В. Свечиным, а в 8 час. — вторая с командором фон Мекком. С первых верст начались повороты. На 29-й версте произошло первое несчастье. Опрокинулся «Хорх» г. Стауха. Когда на место несчастия подъехали автомобили, им представилась такая картина: автомобиль опрокинулся, закрыв собой г. Стауха, а колеса продолжали еще вертеться в воздухе. К счастью, пострадавший отделался только переломом ключицы, хотя это падение могло иметь гораздо более серьезные последствия. Это первое несчастье и последовавшее за ним второе с машиной Белобородова, как следствие бесчисленных поворотов, создало в этот день атмосферу какой-то нервной напряженности. Это особенно чувствовалось, когда приехали на полуэтап в Туапсе. Здесь многие не знали, что произошло позади. и встречали каждого вновь прибывшего расспросами. Дорога до Туапсе вьется по берегу моря, по временам углубляясь в горы. Вначале унылая, она верст через 50 от Новороссийска становится живописнее. Богатая и сочная растительность, спускающаяся к самому морю, покрывающая сверху донизу мягкие очертания холмов, приводила на память сравнение с лучшими уголками Западной Европы. Русская Ривьера вполне оправдывает свое название. После часовой остановки в Туапсе автомобилисты отправились дальше, чтобы остановиться на ночлег в имении Ашэ, принадлежащем Голубеву.

Граф Коловрат на «Лаурин и Клемент»

Почти все машины прибыли туда засветло, и участники могли еще полюбоваться с террасы дома сквозь аллею из кипарисов на заходящее солнце. Своеобразную картину представлял из себя ужин на свежем воздухе при факелах. За несколькими столами расположились участники пробега в обществе гостеприимного хозяина, его гостей, съехавшихся специально для этого вечера, и нескольких туземцев в национальных костюмах. Начались речи и тосты. И когда среди южной ночи раздалось приветствие, сказанное на языке горцев, а в ответ В.В. Свечин предложил тост за «черкесские аулы», с трудом верилось, что всё это действительность, так необычна и фантастична была эта обстановка. И те, кто сделал весь далекий путь от Петербурга, должны признать, что вечер в Ашэ был одним из тех впечатлений, которые не скоро забываются.

Бульдог Коловрата — Йокке

Многие из участников пошли купаться в море и, шумно барахтаясь в воде, приводили в сильное беспокойство Йокке — прелестного бульдога гр. Коловрата.

На следующий день в 7 час. утра все были уже около своих машин, запасаясь бензином, а в 8 час. тронулись в путь по направлению Сочи. Дорога местами была еще более неудобна для автомобилей: бесчисленные повороты, особенно трудные для больших машин, узкие мосты воронкой, часто дополнявшие повороты, иногда совсем узкое шоссе над обрывом без намека на перила. А природа становится как будто еще богаче. Среди лиственных деревьев начинает чаще попадаться хвоя, внося большое разнообразие картины. В Сочи наскоро завтракают.

Стоянка автомобилей, участвующих в пробеге

В Сочи, где должен был состояться завтрак, нас встречали музыкой.

Автомобили были установлены на площади в несколько рядов, а владельцы их отправились на поиски пищи. Определенного места для завтрака здесь не было, и приходилось отыскивать пропитание самому.

Мы все разбрелись в разные стороны по различным гостиницам и довольно неважным ресторанам.

Все спешат в Гагры, до которых остается недалеко. Начинается ровное шоссе. После 300 верст горной дороги автомобилисты чувствуют себя как выпущенные на свободу птицы и весело бегут, развивая большую скорость. Еще час — и автомобили подлетают к финишу под звуки туша оркестра казаков. Трудный пробег Петербург — Гагры окончен. В палатке принца Ольденбургского участникам предлагается чай.

Некоторые спешат к морю, чтобы выкупаться. Остаток дня посвящается на то, чтобы привести себя в порядок после путешествия. А вечером все собираются вместе на банкет в присутствии принца Ольденбургского. Вечер заканчивается балом в гостинице.

Подготовка к верстовой гонке


23 сентября была назначена гонка на скорость, которой заканчивался кавказский пробег. В 2 часа участники отправились на место гонки в 17 верстах от Гагр. К сожалению, автомобилистам не дали проехать эту версту, хотя на ее протяжении был поворот, с которым необходимо было освоиться заранее. Это обстоятельство явилось отчасти причиной того, что результат показанных скоростей был ниже ожидаемого. В состязании приняли участие 24 машины, три из них были гоночного типа.

Первой была пущена «Итала» гр. Орлова-Давыдова, вторым стремительно пролетает перед трибунами «Бенц» Ю.Э. Меллера.

Вторым стремительно пролетает «Бенц»

Начинается общее оживление; один за другим проходят автомобили и, наконец, последним номером — единственная участница, сама управлявшая автомобилем, г-жа Старосельская; ей устраивают шумную овацию. Гонка окончена. Все спешат к машинам и едут обратно через Гагры в имение принца Ольденбургского. Среди участников чувствуется праздничное настроение.

Многие участвовали в гонке в первый раз и пережили волнение дебюта. Медленно один за другим участники едут обратно, наслаждаясь мягким южным вечером.

В имении принца Ольденбургского на его лесопильном заводе под навесом участникам предложили ужин, тут же произошла раздача призов, лично вручаемых принцем Ольденбургским. За ужином подавались бараны, которые по кавказскому обычаю жарились тут же, на вертеле, на кострах. Это зрелище особенно занимало иностранцев, участников пробега, которые наблюдали эту картину в первый раз. На другой день начался разъезд участников пробега. Часть отправилась в Сухум, чтобы там нагрузить машины до Новороссийска. Большинство же возвращалось прежней дорогой. Обратный путь также не обошелся без аварий. Сломался «Мерседес» фон Мекка и «Русско-Балтийский» — Красного Креста под управлением г. Постникова».

Итоги гонки

Победителем гонки стал граф Александр Саша Коловрат (Alexander «Sascha» Kolowrat), он прошел версту с хода за 38,6 секунды, показав скорость 99,5 км/ч, и взял Первый приз Великой княгини Ольги Александровны.

Победитель Александр Коловрат

Интересная деталь: автомобиль Коловрата был далеко не новый, летом 1911 года граф Коловрат вместе с графом Урусовым совершил на нём путешествие по Африке, проехав 40 000 км. Граф Коловрат был одним из влиятельнейших аристократов Австрии, имел крупное состояние — ему принадлежали фабрика богемского стекла, дворцы в Вене и Праге.

Диплом участнику гонки

А еще он был пионером австрийской киноиндустрии. Считается, что именно Саша Коловрат открыл новую кинематографическую звезду — Марлен Дитрих. На его венской киностудии «Саша-фильм» сняли «Кафе Электрик» с Марлен в главной роли. Другом Коловрата был и легендарный Фердинанд Порше. Познакомились они перед Первой мировой войной, отдыхая в Альпах. В 1922 году на средства Саши Коловрата Порше создал спортивный автомобиль. В благодарность за помощь Фердинанд дал своему детищу имя графа. Автомобиль стал называться Austro-Daimler Sascha.

Александр Коловрат и Austro-Daimler Sascha

Саша Коловрат был известным шутником. Однажды прибыл на предстартовый осмотр в автомобиле, украшенном большим количеством кукол. При этом гордо ходил рядом с ним и позировал перед объективами фотоаппаратов (можно было подумать, что он директор цирка), и его поведение вызывало восторг у зрителей. Через год он украсил машину гирляндами картофеля. Еще через год посадил в салон большую жирную свинью, которая довольно похрюкивала в кресле, в то время как комиссия осматривала его машину. В четвертый раз он пригласил трех трубочистов. Они сидели на капоте, стояли на подножках, изображая разные смешные сцены. В общем, устраивал настоящий театр. По регламенту соревнований на Сицилии минимальный вес экипажа автомобиля был 120 кг (обязательно 2 человека). Граф Александр Коловрат один весил более 100 кг, посему в члены экипажа он взял... лилипута. Эта парочка выглядела, конечно, комично, но обязательные требования регламента были соблюдены.

Саша Коловрат на своей венской киностудии

2-е место занял барон фон Мекк Марк Николаевич (сын известного нам Николая Карловича) на «Мерседесе». 3-е место — гонщик и конструктор фирмы «Бенц» Фриц Эрле на машине своей фирмы.

Марк Николаевич Мекк на своем «Мерседесе»

Главным итого этого спортивного мероприятия стало то, что на деле была доказана возможность и практическая выгода автомобильного сообщения вдоль Черноморского побережья Кавказа по Новороссийско-Сухумскому шоссе.

3 место — гонщик и конструктор фирмы «Бенц» Фриц Эрле на машине своей фирмы.

Гонщик и конструктор фирмы «Бенц» Фриц Эрле

И вот уже в путеводителе Т. Скупенского «На лазурном берегу», который вышел в 1911 году, писали:

— На сентябрь, октябрь и ноябрь едет с севера фешенебельная богатая публика, чтобы продлить себе лето, греться на солнышке, купаться в море. Едут не только морем, но и на собственных автомобилях прямо из Новороссийска по прекрасному, теперь исправленному шоссе. Едут не только русские, но часто уже сюда заглядывают и иностранцы, — говорилось в путеводителе.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем