
Ольга — единственная кормилица двоих детей
Жительница Сочи, вдова участника СВО Ольга Качинская обратилась в редакцию SOCHI1.RU, поскольку не знает, где ей просить защиты. Против нее возбудили уголовное дело по части 1 статьи 330 УК РФ (самоуправство) за старый диван. Расскажем всё по порядку.
Неспокойные квартиранты
В сентябре 2023 года Ольга Качинская сдала свою квартиру в Хостинском районе на год мужчине, который проживал там со своей сожительницей. По словам Ольги, квартирант постоянно задерживал арендные и коммунальные платежи. Поэтому через год, когда договор аренды закончился, она решила с семьей распрощаться и предложила освободить квартиру. После этого Ольге позвонила сожительница бывшего арендатора и сообщила, что они расстались, а она намерена одна жить в квартире, кроме того, там остались ее вещи. Женщина выплатила Ольге больше 18 тысяч рублей — задолженность за квартплату и коммунальные платежи. Но уже на следующий день свое решение изменила, жить в квартире она не захотела из-за негативных воспоминаний, связанных с бывшим сожителем, и попросила вернуть ей деньги.
Ольга утверждает, что вернула ей всё до копейки в тот же день. И задолженность бывшего арендатора так и осталась не оплаченной. Женщина пообещала, что съедет, а свой диван заберет на следующий день. Но так этого и не сделала. По словам вдовы, новые арендаторы квартиры отказывались в нее заезжать, пока диван неприглядного вида не будет вывезен. Ольга утверждает, что на звонки женщина не отвечала и около двух месяцев не забирала свою мебель. А потом вообще заявила, что вдова может делать с ним, все что захочет. Хоть на помойку вынести. Для того, чтобы сдать наконец в аренду квартиру, Ольга выставила диван на сайт бесплатных объявлений и продала за тысячу рублей, чтобы его просто забрали.
— Там рухлядь такая. Я его не продавала, я просто от него избавилась. Грузчики 4 тысячи стоят, а на сайте объявлений я его выставила за тысячу рублей. Я же его не могу сама вытащить из этой квартиры. И у меня как раз в это время нашли мужа, его по ДНК нужно было опознавать и гроб вскрывать, — рассказывает Ольга.
Претензии имеет следствие
Про злосчастный диван она забыла, нужно было хоронить мужа, погибшего на СВО. Оказалось, против нее возбудили уголовное дело за самоуправство. Диван оценили в 30 тысяч рублей, якобы потерпевшая предоставила документы, хотя покупала его на сайте бесплатных объявлений.
В постановлении о возбуждении дела говорится, что действия Качинской повлекли причинение существенного вреда и что она умышлено, осознавая фактический характер и общественную опасность своих действий и «наступления общественного опасных последствий, в виде причинения потерпевшему существенного вреда и желая их наступления, самовольно, действуя вопреки положениям законодательства, продала чужой диван стоимостью 30 тысяч рублей и причинила существенный вред потерпевшей». Так дословно написано в постановлении о возбуждении дела. Потом ущерб снизили до 15 тысяч рублей. Но смысл от этого не поменялся.
— Мне говорили, Оля отдай ты эти 15 тысяч, они дело закроют и всё, отпусти ее с богом. Я ей позвонила и сказала, давайте я вам выплачу. И всё выплатила. Она мне расписку написала, что претензий не имеет. Я похоронила мужа. Прошло время, и дознаватель меня вызывает на очную ставку, — рассказывает Ольга.
Оказалось, дело не закрыли, наоборот пугали, что переквалифицируют его в кражу, утверждает вдова. Она была настолько раздавлена, что заболела. У нее случился нервный срыв, парализовало половину тела.
— Невроз у меня жуткий был. Я решила бороться и пошла к адвокату. Она уверена, что в моих действиях нет состава преступления. Это гражданско-процессуальный спор. Но им нужно меня осудить. Дознаватель говорит, будешь себя так вести, тебе вообще кражу сделают. Я одна с двумя детьми, только мужа похоронила, — жалуется Ольга.
В прокуратуре Сочи тоже ничем не помогли. Ей рекомендуют признать вину и примириться, но она не хочет, чтобы у нее была судимость. Такого же мнения и адвокат, которого предоставило вдове сочинское отделение партии «Единая Россия». Юрист тоже уверена, что в действиях Ольги нет состава преступления.

Муж Ольги погиб на СВО в первом бою
— Кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено (пункт 1 статьи 359 ГК РФ). Удержанием вещи могут обеспечиваться также требования, хотя и не связанные с оплатой вещи или возмещением издержек на нее и других убытков, но возникшие из обязательства, стороны которого действуют как предприниматели. Правила статьи 359 ГК РФ применяются, если договором не предусмотрено иное (п. 3 ст. 359 ГК РФ), — отмечает адвокат в жалобе в прокуратуру.
При этом сама потерпевшая в расписке написала, что претензий к Ольге Качинской не имеет, а уголовное дело просит прекратить. Но этот факт дознаватель почему-то проигнорировал и собирается передать уголовное дело в суд. Хотя статья 25 УПК РФ дает ему такое право. В ней говорится, что дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное дело при преступлении небольшой или средней тяжести, в случаях, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред. Но почему-то дознаватель этим правом не воспользовался. Ольге грозит крупный штраф или обязательные работы до четырехсот восьмидесяти часов. А также за самоуправство она может получить до двух лет исправительных работ или арест до шести месяцев.
Муж Ольги — тайский боксер, мастер спорта, член федерации тайского бокса Омска. Оттуда семья Качинских переехала в Сочи в 2016 году.
— Рядовой Дмитрий Владимирович Качинский погиб 28 мая 2024 года, выполняя боевое задание, проявив героизм, стойкость и мужество в ходе проведения специальной военной операции на территории ДНР, ЛНР и Украины, — так написали в похоронке, которую получила молодая женщина. Сейчас она является единственным кормильцем двоих несовершеннолетних детей. 14 февраля этого года Дмитрия похоронили.